Велосипед переключение скоростей инструкция. Правила переключения скоростей велосипеда

Многие из начинающих велосипедистов не всегда знают, как правильно переключать скорости на велосипеде. Продавец в магазине не всегда корректно объясняет и доходчиво для человека как стоит и не стоит переключаться, что это за собой ведет и какие последствия неправильного переключения для велосипеда.

Итак, начнем наш краткий обзор работы трансмиссии велосипеда:

Принцип работы очень простой – чем больше диаметр передней звезды и меньше задней, тем тяжелее крутить педали, но тем быстрее можно разогнаться и соответственно наоборот, чем меньше звезда спереди и больше сзади, тем легче крутить педали, но скорости от этого не добавишь. Есть еще один момент, на который следует обратить внимание – переключение скоростей происходит только тогда, когда вы крутите педали, то есть все одновременно. Банально, но многие этого не знают и считают, что можно просто переключить скорость и начать движение – это не так.

В момент, когда Вы переключили скорость но не крутите педали, переключатель уже на новой звезде, а цепь еще нет, это приводит к двум последствиям:
1) разрыв цепи в момент старта 2) неприятный хруст

Ниже представлена визуализация для более удобного восприятия слов:

Зная этот принцип работы намного легче преодолевать крутые подъемы и передвигаться на средние и дальние дистанции.

А теперь о самом главном.

Износ трансмиссии зависит не только от установленных компонентов, но и от вашего использования. Есть такое понятие в терминологии велосипеда как «перекос цепи». Перекос цепи – это работа трансмиссии при сильном изгибе цепи. То есть если вы используете, например,

спереди самую большую звезду, а сзади переключатель велосипеда установлен тоже на самую большую звезду.

Итак, разберемся, что при этом происходит? Вам кажется, что велосипед едет себе и едет, но не совсем так, происходит повышенный износ компонентов велосипеда – цепи, задних и передних звезд, роликов переключателя и собственно самого заднего переключателя. Как же надо переключаться? Ниже я приведу примеры для работы 7 и 8-риковой трансмиссии велосипеда, так как это самые популярные на данный момент среди велосипедистов новичков.

Правила переключения на Shimano21 speed:

— средняя звезда спереди (самая популярная для велосипедистов) корректно работает со всеми звездами сзади кроме крайних (самой большой и самой маленькой)

Правила переключения на Shimano24 speed:

— самая большая звезда спереди корректно работает только с тремя самыми маленьким звездами сзади

— самая маленькая звезда спереди корректно работает с тремя самыми большими по диаметру сзади

— средняя звезда спереди (самая популярная для велосипедистов) корректно работает со всеми звездами сзади кроме крайних 2-х или 3-х

Ниже приведена иллюстрация для более удобного восприятия

Некоторые правила переключения, в особенности средней звезды, спереди по отношению к задним звездам могут отличаться от мною приведенных. Это зависит в основном от Вашего переднего переключателя (ширины его лапки) и задних звезд.

Например: если у Вас установлен передний переключатель ShimanoTZ-30 то средняя звезда будет работать со всеми задними кроме крайних 2-х с каждой стороны, а если у Вас стоит например ShimanoTX-50 то средняя звезда будет работать со всеми задними кроме крайних (самой большой и самой маленькой).

Все вышеуказанное описано исходя из нашего опыта на практике, а не из рекомендаций и статей в интернете. Если Вы будете придерживаться правил переключения скоростей на велосипеде, то Ваш велосипед прослужит верно, и надежно, и не подведет Вас в самый ответственный момент.

Оцени пост:

Многие люди, покупая современный велосипед, не знают, как пользоваться всеми его удобствами. Их пугают все эти тросики, переключатели и множество разных штук. Естественно, они не знают, как переключать скорости на велосипеде, чтобы было легче ехать. Однако, если во всё это оборудование вникнуть и понять, как оно работает, то езда станет намного приятнее и комфортнее. А починка того или иного узла станет увлекательным хобби.

У бывалых велосипедистов не вызывает вопросов переключение скоростей. А вот начинающим стоит разъяснить все нюансы, связанные с вопросом, как переключать скорости на велосипеде. Неграмотное переключение рано или поздно может привести к разрыву цепи или даже поломке переключателей. А если вы находитесь в дальней поездке, то это может серьёзно застать вас врасплох. Грамотное переключение скоростей - это не только залог исправности вашего велосипеда, но и максимально продуктивной езды при любом рельефе местности.

Чтобы всё было понятно, рассмотрим конструкцию велосипеда. За переключение передних скоростей на аппарате отвечает левая триггерная монетка. За переключение задних скоростей отвечает правая триггерная монетка.

Как переключать скорости

Переключать скорости обязательно в движении, то есть вы должны вращать педали. Подбирать скорости нужно не только исходя из рельефа местности и ваших физических возможностей, но и так, чтобы цепь не образовывала перекосов. Убедиться в том, что прекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь на передней большой звезде и на задней, также большой. То есть нужно равномерно переключаться как на кассете, так и на передних звёздах шатунов. Крайности здесь нежелательны, если только они ни с донной стороны.

Уловка для лучшей работы переключателей

Есть один секрет, как правильно переключать скорости на велосипеде, чтобы цепь и переключатели изнашивались как можно меньше. Когда цепь на крайней звёздочке, необходимо дожимать переключатели, а не сразу же их отпускать. Нужно нажать на рычаг и, когда цепь перешла на нужную передачу, проехать секунду или две, удерживая его, и только потом отпускать. Со временем, став более опытным, вы будете чувствовать, когда нужно отпускать рычаг.

Миф и правда о подъёмах

Что касается верхних рычагов, то они переключаются одним щелчком и не требуют дожатия. Начинающих велосипедистов часто пугают тем, что переключать скорости при езде в гору категорически нельзя, но это не так. Правила переключения в гору очень просты: Если необходимо сбросить скорость на передних звёздах, то следует замедлить вращающий момент педалями, то есть переключения должны быть плавными.

Замедлять вращающий момент педалями во время переключения передних скоростей следует потому, что разница между звёздами на передней трансмиссии, как правило, составляет около 10-ти зубьев. Это требует плавного переключения. Поэтому, двигаясь в гору, да и просто по ровной местности, необходимо замедлить вращающий момент педалей. Тогда произойдёт плавное и корректное переключение. Если же при подъёме нужно добавить скоростей на задней трансмиссии, то следует немного увеличить вращающий момент педалями. Зная, как переключать скорости на велосипеде правильно, вы существенно продлите жизнь своему двухколёсному другу.

Чего не нужно делать на подъёмах

Единственное, чего точно не стоит делать при подъёме в гору, так это увеличивать скорость на передних звёздах, переключать с первой на вторую и со второй на третью. Увеличивать скорости сзади можно абсолютно спокойно, не боясь, что с велосипедом, что-то случится.

Если после переключения скоростей вы слышите клацанье или другие посторонние звуки, то это значит, что переключения не произошло, и необходимо дожать рычаг. Либо переключатели нуждаются в корректной настройке. Правильному переключению скоростей лучше всего научит личный опыт. Поэтому катайтесь, пробуйте, тренируйтесь. И тогда вопрос о переключении скоростей не будет вызывать затруднений.

Как настроить скорости на велосипеде, чтобы всё оборудование отлично работало

Настраиваем задний переключатель. Цепь нужно перевести на маленькую звёздочку. После отпускаем тросик, для этого необходимо открутить болт, который его зажимает. После находим винт, который отвечает за смещение лапки заднего переключателя. Он отмечен буквой «Н». При помощи отвёртки его необходимо сместить так, чтобы передача на кассете, где лежит цепь, была в одну линию со звёздами на заднем переключателе. То есть лежала в одной плоскости.

После этого берём трос и максимально вытягиваем его, затем фиксируем винтом, который до этого мы распустили. После фиксации пробуем, как работает задний переключатель скоростей на велосипеде. В случае если цепь плохо перебрасывается на звёзды большего размера, нужно подтянуть трос. Это делается при помощи специального "барашка", который находится там, где этот тросик входит в переключатель, он похож на гайку с более выпуклыми гранями. Крутим его по часовой стрелке.

Надеваем цепь на большую звёздочку. Это делается при помощи винта, который отмечен буквой «L», меняем положение переключателя, для того чтобы сместить лапку и поставить её в ряд с большой звездой, расположенной на кассете.

Передний переключатель скоростей на велосипед

Приступаем к настройке переднего переключателя. Для этого спереди ставим на маленькую звёздочку, сзади - на большую. Возьмём шестигранник №5, чтобы отпустить винт держащий трос. Берём отвёртку и регулировочным винтом, отмеченным буквой «L», передвигаем рамку. Её нужно поставить так, чтобы между внутренней частью и цепью был промежуток равный 3-4 мм. Когда нижний предел настроен, нам нужно закрепить трос обратно. Для этого натягиваем его пальцами и в таком положении фиксируем винтом.

Переходим к настройке второй звёздочки

Трос закреплён, цепь нужно поставить сзади на маленькую звёздочку, а спереди перекинуть на вторую. Если цепь задевает рамку, то необходимо подтянуть трос. Его натягиваем при помощи "барашка", он расположен на манетке, которая находится слева. Поворачивать нужно до тех пор, чтобы цепь перестала задевать рамку. После того как промежуток между рамкой и цепью составит 3-4 мм, это означает, что настроены первые две звезды.

Настраиваем третью звезду

Первоначально цепь может задевать рамку. Чтобы это исправить, нужно при помощи регулировочного винта с надписью «H» подвинуть её в направлении от велосипеда. Так мы увеличим пространство между рамкой и цепью. После того как всё выставлено, цепь не должна ничего задевать.

Настройка переключателей везде идентична, и нет различия - велосипед 6 скоростей или в нём 32 передачи. Просто шести- или восьмискоростные имеют только задний переключатель. Ведь на шатунах у них одна звезда. Благодаря этому в их конструкции на один компонент меньше.

В этой статье мы обсудили, как переключать скорости на велосипеде правильно, чтобы его компоненты работали исправно и надёжно, а также научились регулировать передачи - как заднюю, так и переднюю, это не так сложно, как кажется. Стоит попробовать один раз, разобраться, и потом можно будет налаживать оборудование за считанные минуты. Отдельно стоит сказать о смазке цепи, она должна быть специализированной, ни в коем случае нельзя применять солидол, он убьёт цепь. Так что хорошо ухаживайте за своим велосипедом, и он отплатит отличной работой и удобством езды.

Новички, выбирая велосипед, обращают первостепенное внимание не только на его дизайн, но и на количество имеющихся скоростей. При этом, они не понимают принципа их работы и считают, что чем больше будет в запасе — тем лучше. Конечно, если велик совсем без скоростей, то это никуда не годиться — кататься на нем физически очень тяжело и достигать каких-то рекордных показателей или длительное время крутить педали без появления хронической усталости. Велик же с возможностью переключения передач открывает перед велосипедистом широкие возможности.

Преимущества своевременного переключения передач

Своевременное и правильное переключение передач на велосипеде позволит не только долгое время ехать без особой усталости, но и забираться в такие горки, которые обычным велосипедам будут не под силу. Грамотное и умелое переключение скоростей на велосипеде обеспечит следующее:

  • Работа мышц велосипедиста будет с максимальным КПД, их эффективность будет действительно очень высокой;
  • Износ всех деталей трансмиссии велосипеда будет значительно уменьшен или же вовсе сведен на нет. Цепь, звездочки и сам механизм переключения передач прослужит намного дольше обыкновенного;
  • Сохранность здоровья самого велосипедиста. Существенно снижается нагрузка на колени, поддерживать здоровье которых велосипедисту нужно обязательно и всегда.

Правильное переключение скоростей велосипеда — делаем всё грамотно

Опытный велосипедист, как и автомобилист, переключает передачи очень тихо, плавно и мягко. Неопытный же будет ехать рывками, передачи будут заклинивать, механизмы велосипеда будут скрипеть и хрустеть — поездка превратится в сражение с велосипедом, так и не став удовольствием.
Есть несколько общих рекомендаций по переключению передач, которые рекомендуется соблюдать как новичкам, так и опытным велосипедистам:

  • Сам процесс переключения передач должен осуществляться только во время движения. Крайне нежелательно заниматься этим делом стоя на месте, так как механизм цепи будет работать на излом. Если вам придется сменить скорость прямо на месте, нужно приподнять заднее колесо велика и крутануть педали. И только после этого переключаться. Чаще всего так делают для понижения передачи, при забывчивости снизить её в процессе езды. Тут есть исключение — специальные планетарные втулки, но их ставят пока на весьма ограниченное количество велосипедов для городских прогулок;
  • Переключаться нужно в тот момент, когда нагрузка на цепь будет минимальной. При этом, делать это нужно своевременно, не дожидаясь снижения скорости. Педали должны вращаться легко и непринужденно;
  • Перед тем, как сменить передачу, нужно остановиться на пару мгновений и не крутить педали. Вообще. Только после смены скорости можно начать их плавную раскрутку. Постепенно вы поймете, когда приходит нужный момент и будет всё делать на автомате, правильно;
  • Сразу несколько передач подряд переключать очень нежелательно, всё нужно делать размеренно, постепенно и по порядку. Конечно, в этом случае никакой катастрофы не произойдет, но переключатель так рано или поздно выйдет из строя;
  • Желательно не переключать задние и передние передачи в один момент. Цепь очень легко застрянет между звездами и механизму придет конец;
  • При переключении передач следите за тем, чтобы не было какого-то особенно большого перекоса цепи. Например, если в вашем велосипеде стоит три звезды впереди и восемь сзади, то желательно не переключаться по типу 1-8, 3-1, 3-4 и так далее. Это может вывести из строя весь механизм переключения, произойдет клин.

Новичкам будет полезно узнать, а бывалым велосипедистам вспомнить, что рабочей звездой в агрегате обычно считают среднюю, поэтому чаще всего задние скорости можно переключать без ущерба для скорости самого движения. Эффективность педалирования тоже будет оставаться прежней и за передние звезды можно будет не беспокоиться.
Аналогично, но наоборот, можно менять передачи с более высоких на низкие.
Если переключать передачи на велосипеде именно так, как описано, то вышеназванные три важнейших преимущества будут всегда при вас.

Каденс — что это и как связано с переключением передач

Словом каденс означают частоту вращения педалей велосипеда. Вполне логично, что именно каденс напрямую связан с тем, какую скорость развивает агрегат. Каденс должен поддерживаться на определенном уровне — обычно это примерно восемьдесят оборотов в минуту (плюс-минус десять оборотов). При правильном каденсе вы будете расходовать свои силы более равномерно и сможете обезопасить колени от излишних опасных нагрузок.

  1. Если вы проезжаете участок с грязью, то включите повышенную передачу — так вероятность завязнуть будет куда ниже обыкновенного;
  2. Если вы едите по песку, то желательно ставить более низкую передачу — в противном случае при снижении скорости прокрутить педали будет очень сложной задачей. Хотя, если участок с песком короткий — его можно смело проезжать на высокой передаче, тут выручит сила инерции;
  3. Анализируйте подъем перед тем, как на него забраться. Нужно внимательно просматривать все участки, на которых переключение скоростей будет оптимальным. На трассе или бездорожье всегда планируйте свой маршрут с небольшим опережением и рассчитывайте переключение передач заранее;
  4. Независимо от своего физического состояния всегда поддерживайте единый каденс.

Любой велосипедист должен знать как правильно переключать скорости на велосипеде. Когда детям покупают велосипед, то они всегда интересуются, а сколько же у него скоростей. И чем больше число скоростей, тем лучше. Но опытные велосипедисты знают, что скорость-то у велосипеда зависит от седока, вернее, от работы его мышц. А исскуство грамотно переключать передачи — это качество хитрых профессионалов, которое позволяет выжать из машины в условиях пересеченной местности максимально возможные ресурсы.

Раньше было просто: у дорожного велосипеда была одна скорость. Поэтому на равнине все зависело от навыков самого велосипедиста, а для езды в горной местности приходилось приноравливаться к условиям рельефа: во время езды с холма велосипедист максимально разгоняет машину для того, чтобы въехать на следующую гору по инерции. Если же подъем затяжной, то велосипедист едет в гору до того момента, пока может вращать педали. Затем слезает с велосипеда и гордо идет рядом до вершины, чтобы снова продолжить путешествие вниз.

У современных велосипедов существует два блока шестеренок — передний (ведущие звезды) и задний (ведомые звезды). Крайне важно научиться в зависимости от характера езды выбирать верную передачу. Для начала следует усвоить несколько простых правил переключения передач:

  1. Не нужно переключать передачи на неподвижном велосипеде. Это может привести к поломке переключателей.
  2. Переключать передачи следует ещё до того, как у вас упала скорость перед труднопроходимым участком (например, песком или рыхлым снегом) или на подъёме.
  3. Переключая передачи, не нужно сильно педалировать. Переключаться наиболее просто, если на цепь не поступает нагрузка и имеется запас по скорости.
  4. При переключении нужно следить не образовался ли сильный перекос цепи. То есть, не следует использовать большую переднюю звездочку и большую заднюю. Реально следует использовать передачи: с маленькой звездой спереди до 4-5 звезды сзади, со второй передней — с 3-ей (2-ой) по 6-ую (7-ую), и с большой спереди — с 5-ую по последнюю 8- (9)-ую.

Теперь поговорим о выборе звезд. Нельзя зараннее точно сопоставить ту или иную передачу конкретным дорожным условиям. Конечно существует много формул, графиков и таблиц, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, хорошей погоды и гладкого асфальта. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку. Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, уклона трассы, температуры, состояния грунта, давления в шинах, ветра, от физического состояния велосипедиста, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться велосипедисты. Один из них — частота педалирования. Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности — например, у шоссейников — составляет в среднем 95 - 115 об/мин, а у кросс-кантрийщиков эта величина уже будет 70 - 90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило. Не нужно пытаться стартовать сразу с высоких передач, сначала на низких передачах разогреваем мышцы, раскручиваясь до оптимальных передач. При выборе передачи, как в любом деле, велосипедисту нужно придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности. Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) передачи понижены из-за того, что требуется запас крутящего момента. Технические возможности переключателей не всегда позволяют резко перебрасывать цепь с малых звезд на большие. Для горных походов с рюкзаками обычно достаточно набора передних звезд, например, в 48, 38 и 28 зубов.

При езде протви ветра или в гору нужно переключаться на «пониженные передачи» близкие к 1:1). При этом наборе передач увеличивается частота педалирования, но падает скорость. При езде по равнине для поддержания скорости соотношение передач может быть 4:1. В гонке за мотоциклом может быть достигнута скорость более 100 км/час. В таких рекордных заездах велосипедистами используется передача с соотношением 8:1 и более. Однако обычно мышечной силы ног не хватает, чтобы с места раскрутить подобные шестерни. Даже спортсмены не используют передачи более 5:1, а предпочитают наращивать частоту педалирования.

При покупке первого велосипеда многие лишь очень приблизительно понимают, что такое переключатели скоростей / передач на велосипеде, для чего они нужны и как ими правильно пользоваться. Подобное незнание не позволяет извлекать всю пользу от переключения скоростей во время катания на велосипеде либо даже приводит к поломке переключателей скоростей. Здесь мы обобщили все самое важное о переключении скоростей и по порядку расскажем об этом.

Для чего нужно переключение скоростей

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

Что такое переключение скоростей

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда .

Трансмиссия – это все детали и узлы велосипеда, которые обеспечивают передачу энергии во вращательное движение заднего колеса. Трансмиссия состоит из каретки , системы шатунов , цепи , звездочек или кассеты (или трещотки), переднего и заднего переключателей скоростей , а также из шифтеров (они же иногда именуются манетками).

Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.

Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

Виды переключателей скоростей

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.

Механизм внутреннего переключения

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки (к примеру, новый круизер ). У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок:
+ они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
+ можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок:
большой вес;
очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

Механизм внешнего переключения

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских (к примеру, ) до горных (к примеру, ). Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

Задний переключатель
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Плюсы внешних переключателей:
+ простая конструкция
+ небольшой вес
+ невысокая цена
+ большое количество передач

Минусы внешних переключателей:
сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов
необходимость в регулировке и обслуживании
опасность поломки при падении велосипеда
невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте

Правильные комбинации звезд

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.

Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.

Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.

Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.

Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.

Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.

Как настроить переключатели скоростей

Время от времени переключатели скоростей нуждаются в настройке. Это становится понятно тогда, когда цепь начинает перескакивать через звезды или переключение передач становится невозможным. В этом случае требуется настроить переключение скоростей. Настоятельно рекомендуем, чтобы все настройки и регулировки делал квалифицированный специалист авторизованного сервисного центра или магазина, где был куплен велосипед. Изучить теорию по настройке переключателей вы можете в « ».

Как правильно переключать скорости

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

Переключать скорости можно только в движении, то есть во время вращения педалей.

Для корректного и плавного переключения при переключении передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.

Переключение скоростей должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько скоростей.

При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить скорость перед тем, как вы на нее въедете.

Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг шифтера.

Для новичка переключение скоростей целая наука, для профессионала этот процесс становиться импульсивным на уровне подсознания. Передачи на велосипеде нужны для максимально эффективного передвижения в данных конкретных условиях.

Они позволяют ехать быстрее или затрачивать меньше усилий на передвижение, чем односкоростная трансмиссия. Более того, на велосипеде с одной единственной передачей в некоторых ситуациях ехать будет вовсе невозможно (например, в очень крутой подъем).

Впрочем, целесообразность многоскоростной трансмиссии на велосипеде сегодня почти ни у кого сомнений не вызывает. Остается лишь вопрос в правильном переключении передач. Как же правильно переключать передачи? Сформулируем несколько несложных, но важных правил:

1. Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).

2. Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться, и даже поломать механизмы переключения или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю.

4. Без должного навыка, не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи, переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста).

5. Избегайте больших «перекосов» цепи.

Рассмотрим более подробно сам процесс переключения:

Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.Нумерация передних звёзд от 1 до 3 , в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд, от 1 до 8(9,10), в сторону уменьшения звезд.

Для упрощения возьмем в качестве примера популярный бюджетный привод 3*8:
Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге(асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.

Средняя передняя звезда используется при езде по грунтовке, плохому асфальту, не очень рыхлому песку в сочетании с задними звёздами с 6-й по 2-ю (что не исключает использования и всего набора задних звезд). На данных передачах удобно ехать в плотном городском трафике, маневрируя между различными движущимися и стационарными препятствиями. При сильном встречном ветре на шоссе также нередко ставится средняя передняя звезда. Маленькая передняя звезда используется с задними звездами с 5-й по 1-ю. Эти передачи используются при езде в очень крутые подъемы, по заболоченной местности, вязкой грязи, песку, густой траве. .


Те условия, что мы описали выше – лишь ориентир для понимания, когда и какие передачи рационально использовать. Но определяющими факторами всегда являются конкретные условия езды и уровень подготовки велосипедиста. Новичкам нужно всегда помнить о правильном каденсе, который в общем случае при равномерном движении не должен опускаться ниже 60 оборотов в минуту. И помнить, что смотреть нужно не на переключатели, а на дорогу.

В идеале, нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации. Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей, правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.

Передачи были придуманы для удобства и более комфортной езды на байке, благодаря ним можно выбрать оптимально нужное усилие, прикладываемое на педали, для того чтобы велосипедист с легкостью преодолевал препятствия на своем пути (подъемы, спуски, грунт) Механизмы переключателей передач на горном велосипеде бывают нескольких типов:

· Вращательные

· Рычажковые

К переключателям вращательного типа (grip-shift, revoshift) - работают по типу похожему на ручку газа на мотоциклах. Переключение передач осуществляется путем вращения специальной ручки переключения на манетке - на себя или от себя.

К рычажковым механизмам (rapid-fire, trigger, dual-control) относятся манетки которые переключают скоростя с помощью одного или двух рычажков. Бывают однорычажные и двух рычажные. В двухрычажных манетках - один рычажок отвечает за повышение передачи, а другой наоборот, понижение.

В основном на современных скоростных велосипедах правый переключатель отвечает за переключение задних скоростей, а левый - передних.

Скоростные велосипеды обычно имеют 3 звезды спереди и 6-10 (+/- 2) сзади. Если смотреть на цифры на манетках, передние звезды от 1-3 идут на увеличение (1- самая маленькая звезда), а задние, наоборот - в сторону уменьшения (1 - самая большая).

Вот еще советы, как правильно переключать передачи:

1. Если на левой манетке (передние звезды) переключатель находится в положении "3" (самая большая звезда) - в основном используется для разгона по ровной дороге, с этой звездой рационально использовать маленькие задние звездочки на заднем колесе.

2. Маленькая передняя звезда положение "1", рационально использовать с большими звездами на заднем колесе. Это понадобиться при значительных подъемах, езде по бездорожью, песку и т д.

3. При переключениях передач в идеале надо чувствовать самому велосипед, контролировать нагрузку на педали, в общем, все придет со временем само.

Дополнительные правила переключения скоростей на велосипеде:

1. Не повышайте передачу при преодолении подъемов, необходимо заблаговременно переключиться на пониженные перед горой.

2. Переключайтесь так, чтобы избежать сильного перекоса цепи. Например, на передней звезде цепь находится на самой большой звезде (3) и сзади тоже на самой большой (1) - будет перекос.

3. Переключение скоростей необходимо осуществлять во время движения велосипеда.

4. Избегайте резкого переключения, сразу через несколько звезд, переключение должно быть поочередным. Необходимо перед переключением дождаться четкости работы предыдущей, затем переключать на следующую.

5. Не начинайте езду с самых скоростных передач, чтобы не порвать цепь или сломать переключатель. Старайтесь, чтобы переключение было сбалансированным, если нагрузка на педали большая - необходимо перейти на более легкую передачу.

Особой науки в переключении передач на велосипеде нет, на первый взгляд всё просто. Два рычажка слева, два справа, а то и просто грип-шифт - что может быть проще. Но тем не менее, наблюдая за начинающими велосипедистами, можно заметить не совсем верные и согласованные действия. А ведь согласованность действий при езде на велосипеде - это самое главное! Только так вы сможете максимально эффективно передвигаться на велосипеде, совершать манёвры, преодолевать препятствия.

В качестве примера будем рассматривать самый обыкновенный горный велосипед (МТБ) с тремя звёздами спереди и 8-9 сзади.

Сразу выделим наиболее часто встречающиеся ошибки и проблемы:

· Слишком тяжёлая передача - распространённая ошибка. Многие новички даже говорят, что 44 (а то и 48) звезды спереди им не хватает. Это заблуждение. Постоянно раскручивая тяжёлую передачу вы просто убиваете колени. Старайтесь следить за частотой педалирования (каденсом) пока это не дойдёт до автоматизма. Можно даже ради интереса посчитать сколько оборотов вы делаете в минуту. Если около 90-100, то это очень хорошо. А так, передачи 44-11 хватает чтобы разогнаться по равнине до ~ 60 км/ч. Так что постарайтесь переубедить тех, кто говорит что для города 44 звезды им мало. Этим вы возможно поможете сохранить людям здоровье…

· Кривая передача - не редко можно наблюдать как люди не глядя на цепь включают передачи вроде 3-1,2. При этом цепь идёт на изгиб, увеличивается её износ, в неподходящий момент она может просто слететь. Оптимальное положении цепи - когда она переходит с передней звезды на заднюю с минимальным перекосом. Так что следите не только за тем чтобы было легко крутить, но и за положением цепи.

· Переключение под нагрузкой - так удаётся рвать цепи даже хрупким девушкам, что говорить про здоровых мужиков. А хруст-то какой при этом. Во время переключения снижайте нагрузку на педали до минимума, просто с лёгкостью прокручивайте их, пока цепь не перескочит на нужную звёздочку. Поэтому всегда имеет смысл оценивать ситуацию, возможные препятствия и переключать передачу заранее. . .

· Закусывание цепи - это когда при переключении цепь затягивается передними звёздами наверх. Неприятная ситуация, в которой может быть сильно поцарапано перо возле кареточного узла. Причиной могут быть зацепки на звезде, грязь, неверная сборка и настройка. Это ещё один плюс к тому, почему нужно следить за переключением, а не просто бездумно щёлкать манетками. Все движения должны быть плавными, даже можно сказать воздушными

· Проскакивание цепи - например вы поставили новую цепь на уже походившую кассету (к слову, ресурс цепи ~ 1500 км). В следствии этого, при увеличении нагрузки на педали, цепь проскакивает и педали неприятно проваливаются. Это нужно учитывать и поездить более аккуратно, пока всё не притрётся. Даже для довольно сильно ходившей кассеты срок притирания - примерно около 200 километров пробега.

Чёткость переключения передач сильно зависит от технического состояния узлов велосипеда. Следите и при необходимости вовремя заменяйте тросики и рубашки, ролики заднего переключателя, сами переключатели, элементы привода - цепь, кассету, передние звёзды.

Главное не забывайте, что переключение скоростей создано именно для вашей комфортной езды при изменении ее условий.