Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами Пдд габаритные огни и ближний свет

Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях . При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

При встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

При встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

Во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

В населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет

Спорные моменты

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по туннелю ехать нельзя.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один - темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье - часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же - предупреждение или штраф 500 рублей).

P.S. Это, конечно, не все ситуации, которые встречаются на дороге. Если у вас есть свои варианты, пишите в комментариях, обсудим.

Как правильно пользоваться световыми приборами автомобиля

Все случаи, когда на транспортном средстве должны включаться фары, прописаны в специальном разделе ПДД. Что нужно учитывать, чтобы не возникло спорных моментов на дороге?

Как правильно пользоваться световыми приборами автомобиля

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

К внешним световым приборам автомобилей относятся габаритные огни, фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, дневные ходовые огни, указатели поворота, сигналы торможения, фонари заднего хода, задние противотуманные фонари, световозвращатели, лампы освещения номерного знака.

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

  • в населенных пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Дальний свет может ослепить не только водителя, движущегося навстречу, но и едущего в попутном направлении, так как отраженный свет в зеркалах заднего вида помешает нормально видеть дорожную обстановку.

При ослеплении, следует остановиться не меняя полосы. Это нужно для того, чтобы не столкнуться со встречным транспортом, не наехать на препятствия, пешеходов, избежать съезда с дороги и т.д.

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Выбирая место для остановки или стоянки, следует учитывать указания ПДД Остановка и стоянка.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Противотуманные фары за счет своего низкого расположения и широкого светового пучка могут освещать не только проезжую часть, но и ее кромку, что особенно важно в условиях плохой видимости. Рассеиватели фар могут быть желтыми и бесцветными.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

Фары-прожекторы и фары-искатели имеют узконаправленный пучок света гораздо большей силы, чем у обычной фары. Это чревато ослеплением других участников движения. Самовольная установка фар-прожекторов и фар-искателей запрещена.

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

По своим конструктивным особенностям задние противотуманные фонари имеют большую яркость, чем задние габаритные огни. Их нельзя применять вместо стоп-сигналов, так как они могут вызвать ослепление водителей, которые движутся сзади в попутном направлении.

19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

Опознавательный знак «Автопоезд» представляет собой три фонаря оранжевого цвета, расположенные на крыше кабины с промежутком между ними 15-30см. Он подсказывает, что по дороге движется или остановилось ТС большой длины. Необходимо учитывать его длину и быть осторожным при обгоне, объезде и встречном разъезде.

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

  • для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
  • в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

В населенных пунктах для снижения общего шума и чтобы не дезориентировать других участников движения звуковой сигнал можно подавать только для предотвращения ДТП. Водители оперативных и специальных служб могут пользоваться специальным звуковым сигналом при выполнении неотложных заданий.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Предупреждение об обгоне миганием светом фар используется, если водитель обгоняемого ТС по каким-то причинам не слышит звуковой сигнал. В любом случае, начинать обгон следует тогда, когда водитель обгоняемого ТС поймет, что его собираются обогнать.

Говорят нам, что на движущемся транспорте по правилам должны быть обязательно включенные дневные ходовые огни или ближний свет фар , которые будут четко обозначать машину на проезжей части.

разрешает водителям использование днем противотуманных фар вместо ходовых огней или ближнего света фар.

КоАП в двух статьях устанавливает меры наказания за отсутствие дневного света:

  1. В сказано, что, если водитель просто нарушил правила, то он получит предупреждение или штраф .

    Сюда можно отнести ситуацию, когда водитель забыл включить свет.

  2. говорит, что такой же штраф можно получить, если ходовые огни или ближний свет неисправны, это уже другое нарушение, при котором эксплуатация автомобиля запрещена .

    К неисправностям относятся, к примеру, неработающие лампочки или слишком грязные фары.

В Правилах дорожного движения указано, что, при соблюдении мер безопасности можно с данными неисправностями проехать до места ремонта или парковки. В этом вопросе ПДД и КоАП противоречат друг другу.

Наказание за нарушение

Автомобиль, передвигающийся без света, попадает под две статьи КоАП. За езду с невключенными фарами сотрудник вправе сделать письменное предупреждение и отпустить нерадивого автомобилиста, а может и выписать штраф в размере 500 рублей .

Если ходовые огни или ближний свет неисправны, то езда на таком автомобиле запрещена. Кодекс предусматривает тот же вид наказания : предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Есть также несколько нюансов, связанных с ходовыми огнями:

  1. Штраф можно получить, если ехать с ходовыми огнями в вечернее и ночное время — следует переключиться на ближний свет.
  2. Если вместо ходовых огней были включены противотуманные фары , также следует не забыть переключиться на ближний свет при наступлении вечера, иначе штрафа не избежать.
  3. Штраф неизбежен, если сотрудник ГИБДД увидит самодельные ходовые огни . В автомобилях, где они не предусмотрены, можно устанавливать дневные ходовые огни, но на это следует сначала получить разрешение.
  4. Если ходовые огни неправильно установлены и слепят других водителей , это тоже попадает под статью. Существует стандарт, который точно описывает, как эти огни должны быть настроены — ГОСТ Р 41.48-2004.

Кто определяет степень ответственности?

Сотрудник ГИБДД на месте решает, выписывать штраф или ограничиться предупреждением. Он смотрит по ситуации , как ведет себя водитель, как часто у него были нарушения, другие смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Действует скорее человеческий фактор . Но при первом подобном нарушении можно рассчитывать на письменное предупреждение.

Если автомобиль попадет в с не включенными наружными световыми приборами, он автоматически становится виновником аварии! Даже если он соблюдал все остальные правила дорожного движения и фактически виноват не был.

Езда без включенных ходовых огней или дневного света автоматически создает аварийную ситуацию на дороге , ведь автомобиль становится менее заметным другим участникам движения.

Если же сотрудник ГИБДД собирается выписать штраф, а водитель не согласен, то сначала пишется протокол , а потом уже выносится постановление.

Водитель имеет право оспорить решение сотрудника ГИБДД в отделении ГИБДД или в судебном порядке , если у него есть аргументы в свою защиту. Для этого в протоколе нужно максимально точно описать с чем водитель не согласен, какие были дорожные условия.

Желательно предоставить фото или видео , подтверждающие отсутствие нарушения. В особых случаях водителю может помочь даже диктофонная запись разговора с сотрудником ГИБДД! На оспаривание водителю предоставляется всего 10 дней.

Штрафные санкции за невключенные ходовые огни небольшие - это минимальный размер штрафа за . Но важность включенных, а главное — правильно включенных огней очень часто недооценивается участниками дорожного движения.

Если автомобиль без обозначающей подсветки, его попросту можно не заметить или ввести в заблуждение других водителей. Такая неосторожность может привести к серьезным авариям.

Поэтому, в целях своей же безопасности, никогда не забывайте включать дневные ходовые огни или ближний свет - заявляйте о своем присутствии на дороге!

Читатель Б: Что такое внешние световые приборы?

А – фары ближнего света (белые);

В – фары дальнего света (белые);

F – габаритные огни (красные);

С – указатели поворота (оранжевые);

L – сигналы торможения (красные);

D – габаритные огни (белые);

К – фонари заднего хода (белые);

Е – противотуманные фары (белые или желтые;

М – светоотражатели (красные);

N – противотуманные фонари (красные);

Р – лампы освещения номерного знака (белые);

S – дополнительные сигналы торможения (красные);

Читатель А: Значит, габаритные огни дорогу не освещают?

Читатель Б: Фары, но не дорогу

Читатель А: А еще и спереди и сзади на автомобиле установлены указатели поворота (С). Все они оранжевого цвета.

Читатель Б: Указатели поворота есть даже и на бортах автомобиля.

Читатель Б: А вот сзади на автомобиле внешних световых приборов значительно больше

Для автомобиля это обязательные внешние световые приборы, но дополнительно могут быть установлены один или два задних противотуманных фонаря (N), а также один или два дополнительных сигнала торможения (S)

Читатель Б: Раз есть внешние световые приборы, то, значит, есть и внутренние. А это, что за приборы?

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни

Читатель А: Я правильно понял, что в указанных условиях движение только с габаритными огнями запрещено?

Читатель Б: Почему в этом пункте Правил не говорится, что надо обязательно включить и габаритные огни? Ведь если они в темноте не горят, то наш автомобиль едущие сзади могут не заметить.

По этим документам фары ближнего и дальнего света на автомобилях соединяются в одну электрическую цепь, причем так, что включить ближний или дальний свет фар без включения габаритных огней невозможно.

Читатель А: Теперь понятно. Раз в п 19.1 Правил указано, что нужно включить ближний или дальний свет фар, значит, будут одновременно включены и габаритные огни

Дальний свет должен быть переключен на ближний:

в населенных пунктах, если дорога освещена;

при встречном разъезде на расстоянии не менее чем на 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Читатель А: Если едем ночью, например, в городе по освещенной дороге – включаем ближний свет фар

Читатель Б: В этом же пункте Правил указано, как себя вести водителю при ослеплении. Включив аварийную сигнализацию, водитель информирует остальных участников движения о том, что он не в состоянии контролировать ситуацию.

При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари

Читатель Б: Этот пункт Правил мне понятен

Читатель А: Какие световые приборы необходимо включать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости мы усвоили. А вот как узнать, что их ухе пора включить?

Практически определить необходимость включения внешних световых приборов можно так: если ближний свет фар вашего автомобиля различим на дороге – пора воспользоваться внешними световыми приборами.

Противотуманные фары могут использоваться:

в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 19.5 Правил

При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:

на мотоциклах и мопедах;

при движении в организованной транспортной колонне;

на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения;

при организованной перевозке групп детей;

при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

при движении вне населенных пунктов.

Отмечу, что двигаться вне населенных пунктов с ближним светом фар водители обязаны с 1 января 2006 года.

Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

Читатель Б: А это, что за световые приборы?

Читатель А: Значит ими очень легко ослепить водителей. Именно поэтому Правила ограничивают использование таких световых приборов Обычно ими оснащаются автомобили оперативных служб, междугородние автобусы, тяжелые автопоезда

Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

Читатель Б: Мы видели такие фонари и на сочлененных автобусах и троллейбусах.

Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге при погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, а также на транспортных средствах при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозки этих грузов

Читатели А и Б: Мы помним, что оранжевый и желтый маячки преимущества не дают, а лишь привлекают внимание и информируют об опасности

Звуковые сигналы могут применяться только:

для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия

Читатель А: Так, перешли к звуковым сигналам. Получается, что их можно использовать только в двух случаях?

Читатель Б: Значит, если кто-то звуковыми сигналами на весь двор сигнализирует любимой теще о своем прибытии, заставляя вздрагивать жильцов расположенных по близости домов, то он нарушает Правила?

Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы остановимся на внешних световых приборах автомобиля, а так же органах управления, с помощью которых мы можем управлять освещением и световой сигнализацией транспортного средства. Данная тема будет интересна тем, кто только начинает свое знакомство с автомобилями. Формат сегодняшнего обзора будет простым, первый снимок — управляем изнутри, второй — результат снаружи автомобиля. И конечно, не забудем остановиться на соответствующих пунктах Правил дорожного движения, имеющих отношение к нашей теме.

Теперь по порядку. Начнем со световых приборов, отвечающих за освещение и обозначение габаритов транспортного средства (на примере автомобиля Hyundai Elantra ).

На снимке, подрулевой переключатель света и указателей поворота (расположен с левой стороны рулевой колонки ), при помощи которого и происходит основное управление внешним освещением автомобиля.

На других моделях автомобилей, могут применяться иные режимы управления освещением, а также условные обозначения, но в целом отличий немного. Если разобраться, как работают органы управления на одном автомобиле, то на другом, справиться с управлением сложностей не возникнет. Для примера, на снимке подрулевой переключатель света автомобиля Hyundai Solaris, мы видим, что внешних отличий немного, если только положение «выключено», на одном обозначено как OFF , на другом О (как на выключателе света в комнате или сетевом фильтре ).

Еще один пример переключателя света и указателей поворота автомобиля Volkswagen Polo. Здесь мы видим, что включение габаритных огней и ближнего света вынесено с подрулевого переключателя на отдельный переключатель света на панели приборов. Управление переключением с ближнего на дальний (и обратно ) свет, а также включение указателей поворота осуществляется подрулевым переключателем.

Возвращаемся к нашему автомобилю (Hyundai Elantra ), при данном положении переключателя, на первом фото, в положении OFF , все внешние световые приборы выключены (на снимках ниже ).

Первое положение переключателя света, в которое можно его перевести, это включение габаритных огней (на снимке ниже, включение осуществляется при помощи внешней части переключателя, отмечена красной стрелкой ).

Здесь нужно отметить, что при включении габаритных огней, на щитке приборов многих автомобилей отображается световой индикатор (контрольная лампа ), обычно зеленого цвета. Ниже на снимке, пример щитка приборов Hyundai Solaris, с контрольной лапой включения габаритных огней (отмечена стрелкой ), на некоторых автомобилях может присутствовать звуковой сигнализатор (зуммер ). Основное предназначение контрольной лампы включения габаритных огней или звукового сигнализатора, помочь водителю не забыть выключить наружное освещение, перед тем как выйти из автомобиля. На рассматриваемом нами автомобиле, данная контрольная лампа отсутствует, так как при выключении замка зажигания и открытии водительской двери, внешние световые приборы автоматически выключаются.

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Как следует из Правил, габаритные огни применяют для обозначения автомобиля во время остановки (стоянки ) на неосвещенных участках дороги и в условиях недостаточной видимости.

Примечание: Для габаритных огней используют лампы малой мощности (часто, для передних 5 Ватт, для задних 21 Вт.).

На снимке ниже, слева лампа ближнего и дальнего света (мощность 60/55 Ватт), по центру лампочка передних габаритных огней (5 Ватт), справа лампа задних габаритный огней (21 Ватт).

Даже при внешнем сравнении, видно, что лампа основного света мощнее, следовательно если на стоянке оставить автомобиль с включенным ближним светом и заглушить двигатель, то заряда аккумуляторной батареи надолго не хватит. Небольшая мощность ламп используемых для габаритных огней, позволяет во время стоянки автомобиля, остановить двигатель на достаточное время, не беспокоясь (у всего свой запас и это нужно учитывать ) сильно за разряд аккумулятора (АКБ), при условии исправности всех узлов.

На снимках, включенные передние (белого цвета ) и задние (красного цвета ) габаритные огни автомобиля. Как видим, при дневном освещении, яркость ламп не очень высокая, но в темное время, автомобиль с включенными габаритными огнями, хорошо различим на достаточно большом расстоянии до него.

Передние габаритные огни.

Задние габаритные огни.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;

в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;

вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Из Правил дорожного движения следует, что противотуманные фары могут использоваться не только в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад ), но и совместно с ближним или дальним светом фар, а также в светлое время суток, вместо ближнего света фар.

Включение противотуманных фар на рассматриваемом автомобиле осуществляется на подрулевом переключателе (на других автомобилях, управление противотуманными фарами, при их наличии, может отличаться ), с помощью «кольца» (отмечено красной стрелкой ), на рисунке в положении ON . При включении противотуманных фар, на щитке приборов отображается световой индикатор (на снимке отмечен стрелкой ) Здесь нужно заметить, что включить противотуманные фары получится, только если основной переключатель находится в положении габаритных огней или ближнего света.

На изображениях, включенные противотуманные фары днем и в темное время суток. На снимке, снятом в темное время суток, видно, что световое пятно от противотуманных фар, находится непосредственно перед автомобилем и на низком уровне от дороге, в отличии от фар ближнего (дальнего ) света, которые создают достаточно высокий луч света. Благодаря такому формированию светового пятна у противотуманных фар, обзор дороги в условиях дождя, тумана и снегопада лучше, в отличии от луча света основных фар, который преломляясь во влажном воздухе (отражаясь от капель воды ), создает плотную световую завесу, которая и ухудшает обзор дороги.

Передние противотуманные фары днем.

Противотуманные фары в темное время суток.

Следующее положение переключателя света (на снимке ниже ), это включение ближнего света фар. При той интенсивности и плотности движения, которая присутствует на наших дорогах, ближний свет фар основной источник света, как в темное время суток, так и в светлое. Пока не все транспортные средства, еще оборудованы ДХО (дневные ходовые огни ), которые применяют вместо ближнего света в светлое время суток. Ближний свет должен использоваться в темное время суток на освещенных участках дороги, при встречном разъезде и других случаях в соответствии с Правилами дорожного движения.

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии );

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах - габаритные огни.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

На изображениях ниже, на автомобиле включен ближний свет. На снимке, сделанном в темное время суток видно, что световой поток, распространяется дальше, в отличии от противотуманных фар, но в тоже время не настолько далеко, чтобы ослепить водителей встречных автомобилей.

ВАЖНО! К регулировке света фар, необходимо относиться очень ответственно! От правильной настройки фар, зависит безопасность на дороге!

Ближний свет фар в светлое время суток.

Ближний свет фар в темное время суток.

Последний режим освещения, это дальний свет. Управление дальним светом, осуществляется также при помощи подрулевого переключателя. Только в данном случае, для включения дальнего света, рычаг переключателя перемещаем от себя (на снимке ниже, отмечено красными стрелками ). Для привлечения внимания других участников дорожного движения, можно применять периодическое включение дальнего света фар, для этого рычаг переключателя света фар многократно нажимаем к себе и отпускаем. Для предупреждения водителя о включении им дальнего света, на щитке приборов отображается световой индикатор синего цвета (на снимке ниже, отмечен красной стрелкой ).

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

в населенных пунктах, если дорога освещена;

при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

На изображениях, на автомобиле включен дальний свет. На снимке, сделанном в темное время, видно, что световое пятно распространяется далеко вперед, благодаря этому видимость дороги намного лучше, чем с ближним светом фар и позволяет раньше обнаружить опасность для движения. К сожалению, как отмечал выше (из-за высокой интенсивности движения ), сегодня дальний свет применять получается достаточно редко.

Дальний свет в светлое время суток.

Дальний свет в темное время суток.

Мы рассмотрели основные режимы управления освещением, при помощи подрулевого переключателя света фар. Осталось рассмотреть еще одну функцию, которую мы используем при управлении автомобилем и управление которой выполняется при помощи подрулевого переключателя, это включение и выключение световых указателей поворота.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Как следует из Правил, водитель, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом ) и остановкой обязан подавать сигналы световыми указателями поворота. Для включения соответствующих (правого или левого ) указателей поворота, необходимо подрулевой переключатель переместить вверх или вниз (на снимке, указано красными стрелками ). При включение указателей поворота, на щитке приборов отображается также световой индикатор (на снимке отмечен стрелкой ). Здесь легко запомнить, куда уходит рука при повороте рулевого колеса, туда включаем и соответствующие указатели поворота.

На изображении ниже, на автомобиле включены левые указатели поворота. Цвет фонарей (ламп ) указателей поворота спереди и сзади автомобиля желтого или оранжевого цвета (на автомобилях ввезенных например из США, сигналы поворота часто встречаются красного цвета ).

Для закрепления прочитанного материала, можно посмотреть видео, в котором рассмотрены режимы работы подрулевого переключателя света и указателей поворота.

Перейдем к остальным световым приборам и световой сигнализации автомобиля. На каждом современном автомобиле присутствует кнопка включения аварийной сигнализации (на снимке ниже ).

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

при ослеплении водителя светом фар;

при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве );

при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» (здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями ), и высадке из него.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

В Правилах дорожного движения прописано, в каких случаях необходимо применять аварийную сигнализацию.

При включении кнопки аварийной сигнализации, на автомобиле включаются одновременно все световые указатели поворота (по кругу ).

Передние противотуманные фары мы рассмотрели выше, теперь остановимся на задних противотуманных фонарях.

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

Правила дорожного движения, строго предписывают порядок применения задних противотуманных фонарей. В нашем случае включение фонарей осуществляется при помощи кнопки на панели приборов (на других автомобилях может отличаться ), которая на снимке находится в центре и при включении подсвечивается желтым цветом (индикатор включения фонарей, очень часто отображается на щитке приборов ).

Посмотрим на снимок ниже, слева включены только габаритные огни (красного цвета ), справа еще и противотуманные фонари. Как видим, даже при дневном свете, разность в яркости свечения противотуманных фонарей по сравнению с габаритными огнями присутствует.

Следующие изображения выполнены в темное время и здесь становится понятно, почему Правила разрешают использовать задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости.

«Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

На снимке слева включены только габаритные огни, их яркость достаточная для определения габаритов автомобиля. Справа на снимке, дополнительно включены противотуманные фонари, их яркость при обычных погодных условиях намного выше и выступая как внешние раздражители (так и есть ), могут привести к ослеплению водителей двигающихся позади и возникновению аварийной ситуации.

Нам осталось рассмотреть немного, это задние фонари (белого цвета ), которые включаются при выборе передачи заднего хода и предупреждают других водителей и пешеходов, о движении автомобиля задним ходом.

И последнее, стоп-сигналы (на снимке ниже, обозначены стрелками ). Сигналы торможения (их яркость выше, чем у габаритных огней и легко распознаются водителями ) загораются при нажатии на педаль тормоза, предупреждая остальных водителей о нашем намерении снизить скорость или остановиться. На большинстве автомобилей, для повышения безопасности, применяется третий дополнительный сигнал торможения (на рассматриваемом автомобиле за задним стеклом ).

На следующих изображениях, для сравнения, автомобили с включенными сигналами торможения (на снимке слева ) и выключенными (снимок справа ).

В завершении нашего обзора, не забывайте, что:

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения ).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда ), негорящих (отсутствующих ) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Всем удачной дороги!