Как научиться ездить на велосипеде быстрее. Можно ли взрослому научиться кататься на велосипеде: техника обучения С тротуара гонят пешеходы, с проезжей части - автомобилисты

Многие взрослые до сих по не умеют ездить, а многие дети очень хотят научиться. Здесь нечего стесняться. Лучше поскорее приобщайтесь к наиболее полезному и удобному виду личного транспорта. Без подготовки, подсказок и нескольких падений не обойтись, но научиться ездить на велосипеде может любой человек.

Шаги

Часть 1

Правила безопасной езды

    Найдите подходящее место. Для обучения сгодится удобное место вдали от уличного движения. Лучше всего выбрать ровную площадку без ям и ухабов (подъездную дорогу или тротуар). Если рядом с домом нет подходящего места, то можно учиться на стоянке или в парке.

    • Вначале лучше ездить на лужайке или по мелкому гравию, чтобы падать было не так больно, как на асфальте. Учтите, что на мягкой поверхности сложнее держать равновесие и крутить педали.
    • Если вы хотите научиться держать равновесие и крутить педали на холмах, то найдите место с пологим склоном.
    • Узнайте, можно ли ездить по тротуарам и другим местам в вашем городе.
  1. Одежда для езды на велосипеде. Наколенники и налокотники защищают суставы от повреждений и царапин, поэтому рекомендуется использовать такие щитки. Брюки и кофты с длинным рукавом также станут дополнительной защитой при падениях.

    • Не надевайте мешковатые штаны и длинные юбки, так как они могут зацепиться за звездочку или колесо.
    • Выбирайте обувь с закрытым носком, чтобы защитить пальцы на случай падений и касаний подвижных элементов велосипеда.
  2. Надевайте шлем. Шлемы рекомендуется носить как новичкам, так и опытным велосипедистам. Никто не знает, когда можно попасть в аварию. Сломанные кости срастаются достаточно быстро, но распространенные при авариях травмы головы могут иметь продолжительные последствия. В некоторых случаях шлем является требованием закона.

    Выходите учиться днем. На велосипеде можно ездить по ночам, однако новичкам рекомендуется учиться в светлое время суток. Уйдет немало времени, чтобы научиться сохранять равновесие. Со временем вы начнете выезжать на менее безопасные участки, поэтому важно видеть препятствия. По ночам водителям сложнее заметить велосипедиста.

    • Если у вас есть свободное время только ночью, то надевайте светлую одежду, установите на велосипед светоотражатели и фары.

Часть 2

Как сесть на велосипед
  1. Учитесь на ровной поверхности. Велосипед более устойчив на подъездной аллее, тротуаре, дороге без движения транспорта и парковой дорожке. Там нет склонов, поэтому падать не высоко, проще удержать равновесие и остановиться.

    • Низкая трава и мелкий гравий станут хорошим выбором. Падать на них не так больно, но сложно крутить педали для передвижения.
  2. Отрегулируйте высоту сидения. Опустите сидение, чтобы велосипедист мог сидеть и при этом поставить обе ноги на землю. Чем ниже сиденье, тем проще остановиться ногами и не упасть. Взрослым не нужны дополнительные колесики, но детям они помогут удерживать равновесие, как и специальные велосипеды без педалей.

    • Можно снять педали, чтобы они не мешали, но это не обязательно.
  3. Проверьте тормоза. Разберитесь с принципом работы тормозов. Встаньте с велосипеда и катите его рядом с собой. Нажимайте рычаги тормозов, чтобы привыкнуть к их местоположению, работе и необходимой силе нажатия. Тормоза облегчают езду на велосипеде, так как позволяют выполнить срочную остановку в любой момент.

    Поставьте одну ногу на землю. Можно располагаться с любой стороны от велосипеда, но гораздо удобнее, когда он находится со стороны преобладающей руки. Например, правша может стоять слева от велосипеда. Поднимите правую ногу, перебросьте через велосипед и поставьте на землю с другой стороны. Удерживайте велосипед между ногами.

    • Ощутите массу велосипеда между ногами и удерживайте равновесие, когда попытаетесь сесть на сидение. Используйте ноги как опоры, чтобы не упасть в одну из сторон.
    • Удерживайтесь ровно по центру велосипеда и равномерно распределите вес с обеих сторон от рамы. Сидите прямо и не наклоняйтесь.
  4. Начните плавное движение. Не используйте педали и оттолкнитесь ногами. Поднимите ноги и поставьте на педали. В процессе движения старайтесь удерживать равновесие. Если велосипед начнет клонить в сторону, то выставьте одну ногу и аккуратно оттолкнитесь от земли.

    Смотрите прямо перед собой. Если смотреть на препятствия, то велосипед наедет прямо на них. Старайтесь направлять взгляд по выбранному маршруту движения. Потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть и не отвлекаться по сторонам.

    Начните крутить педали. Поставьте одну ногу на землю, а второй упритесь в ту педаль, которая направлена вверх. Оттолкнитесь, поставьте вторую ногу на нижнюю педаль и начните движение! Сохраняйте равновесие как можно дольше.

    • Чем быстрее движение, тем проще сохранять равновесие, но на скорости сложнее управлять велосипедом.
  5. Встаньте с велосипеда. Не тормозите ногами. Учитесь использовать тормоза. Перестаньте крутить педали, переместите свой вес на нижнюю педаль и зажмите обе ручки тормозов на руле. В момент остановки немного приподнимитесь и поставьте ноги на землю.

Часть 3

Как ездить по склонам

    Тренируйтесь спускаться с пологих склонов. Закатите велосипед на вершину склона, садитесь и спускайтесь без педалей под воздействием гравитации. Слезайте и затем повторите спуск столько раз, чтобы научиться сохранять равновесие и управлять велосипедом во время движения.

    Тормозите при спуске со склонов. Если вам уже удобно держать ноги на педалях, то в следующий раз при спуске плавно зажмите тормоза. Научитесь замедлять велосипед так, чтобы не терять управление и не опрокидываться через руль.

    Учитесь поворачивать. Когда научитесь спускаться без педалей и с педалями, а также тормозить при движении по прямой, попробуйте снова спуститься со склона. Поверните руль, чтобы изменить направление движения, но при этом не потерять управление. Почувствуйте, как велосипед поведет себя при повороте на склоне, чтобы приспособиться и сохранить равновесие.

  1. Советы
    • При уверенной езде можно поднять сидение выше и касаться земли только кончикам пальцев.
    • Всегда используйте средства индивидуальной защиты, включая шлем и щитки.
    • Новичкам труднее научиться ездить на велосипедах с передачами. На таком велосипеде нужно переключиться на более высокую передачу, чтобы подняться на крутой склон.
    • Не полагайтесь на других участников движения. Всегда следите за автомобилями и остальными велосипедистами.
    • Во время движения смотрите перед собой. Если смотреть по сторонам, то велосипед тоже будет наклоняться в стороны.
    • Учитесь ездить с помощником (родители или взрослые). Помощь не помешает в любом возрасте.
    • Учиться в компании веселее. Если вы боитесь упасть с велосипеда, то вдохновляйтесь другими новичками, которые учатся без страха.
    • Если у вас нет шлема и щитков, то учитесь ездить на траве и вдали от оживленных дорог.

    Предупреждения

    • Изучите местные законы. В некоторых городах необходимо всегда надевать шлем или запрещено ездить по тротуарам.
    • Велосипедисты нередко попадают в аварии. Всегда носите шлем, чтобы защитить голову от травм. Щитки уберегут вас от царапин и переломов.
    • Сначала научитесь ездить на велосипеде, а затем изучите правила безопасности на дорогах, не превышайте допустимую скорость, следите за автомобилями и соблюдайте дорожные знаки.

Чтобы велопоездка была безопасной и комфортной, нужно подобрать правильную экипировку.








  1. Шлем. Он снизит вероятность травмы, если вы упадёте. И неважно, какой длины ваш маршрут. Надевайте шлем всегда. Он не должен сжимать голову и болтаться свободно, натирать и доставлять дискомфорт. Регулировка на затылке настроит его именно под ваш объём головы.
  2. Узкие штаны или легинсы. Ездить в брюках с широкими штанинами чревато: они могут зацепиться за цепь. В крайнем случае заправляйте их в носки либо прихватите специальными зажимами.
  3. Велошорты. Если вы решитесь поехать на дальние расстояния, они незаменимы. Мягкий «памперс» сделает поездку на порядок комфортнее. Попа после длительной велопрогулки будет болеть гораздо меньше.
  4. Перчатки. Они помогут избежать мозолей от руля благодаря гелевым подушечкам на ладонях. В жаркое время можно выбрать перчатки без пальцев. В холодную погоду - классические, закрывающие всю руку.
  5. Очки. Они защищают глаза от солнца, ветра, пыли, мелких камешков.
  6. Обувь с глубоким протектором. Обеспечит лучшее сцепление с педалями, ноги не будут с них соскальзывать. Продвинутые велосипедисты используют контактные педали со специальными велотуфлями. На их подошве есть шип, который крепится к педали и обеспечивает максимальную фиксацию стопы. Но помните: нагрузка на ноги в этом случае будет другой, к ней придётся привыкать.
  7. Яркая футболка, толстовка, куртка. В идеале - со светоотражающими полосами.
  8. Рюкзак. Он должен удобно прилегать к спине.

Понятно. А с велосипедом что-то делать надо?

Как нужно вести себя в длительной поездке?

По возможности отправляйтесь в поездку в компании. Так веселее и безопаснее.

В процессе вам наверняка будет мешать встречный ветер. Лучший вариант - пристроиться за более сильным велосипедистом и ехать в его аэродинамическом «мешке». Но обязательно соблюдайте дистанцию, чтобы успеть притормозить.

Не перегружайте себя. Устали - остановитесь, отдохните, перекусите. Либо просто пройдитесь пешком, держа велосипед за руль. Велопоездки предназначены не для рекордов, а для удовольствия.

Откажитесь от поездок ночью, даже если у вас очень яркая фара и отличный велосипед.

Пусть езда в тёмное время суток будет редким исключением, а не правилом.

Не берите с собой тяжёлый рюкзак. Ограничьтесь самым необходимым. Если по дороге будет, где запастись водой, не берите с собой лишние бутылки.

Не отправляйтесь в велопутешествие в сильную жару. Идеальная погода для длительных поездок - облачно и прохладно.

Перед дальним велопоходом не забудьте:

  • Изучить маршрут, отметить точки, где можно пополнить запас воды и еды, учесть сложные участки.
  • Проверить, хорошо ли накачаны колёса, не спускают ли.
  • Протестировать тормоза.
  • Посмотреть, не попала ли грязь и камешки на переключатели скоростей и цепь.

Раз я выезжаю на дорогу, стоит вспомнить ПДД?

Разумеется. Согласно , велосипедист может иметь два статуса.

1. Водитель немеханического транспортного средства. Если вы едете на велосипеде. Главные правилаРаздел 24 ПДД РФ. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов. :

  • Ориентируйтесь на дорожные знаки, соблюдайте сигналы светофора и регулировщиков.
  • Пропускайте пешеходов на зебре и пассажиров, которые садятся или выходят на остановке из трамвая.
  • Своевременно информируйте других участников дорожного движения о поворотах налево или направо. Для этого вытяните в сторону соответствующую руку. Если вы хотите затормозить, поднимите руку над головой.
  • Обгоняйте другие транспортные средства по тем же правилам, что и автомобилисты: только слева, заранее подав сигнал (левая рука отведена в сторону).
  • Не поворачивайте налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией. В этом случае нужно спешиться и пройти перекрёсток по пешеходному переходу.
  • Всегда держитесь за руль хотя бы одной рукой.
  • Не используйте телефон без гарнитуры во время езды.

2. Пешеход. Если вы спешились и идёте рядом с велосипедом. Главные правилаРаздел 4 ПДД РФ. Обязанности пешеходов. :

  • Переходите, но ни в коем случае не переезжайте на велосипеде пешеходную зебру.
  • За пределами населённых пунктов, спешившись с велосипеда, идите по обочине проезжей части по ходу движения транспорта. Обычные пешеходы идут навстречу автомобилям.

А можно ли ездить на велосипеде по тротуарам?

Можно, но в крайних случаях. ПДД определяют такой приоритет для движения велосипедистов:

  1. Велосипедная или велопешеходная дорожка.
  2. Правый край проезжей части (не далее одного метра от края) либо обочина. Этот вариант всегда должны использовать велосипедисты, которые едут в колонне.
  3. Пешеходная зона и тротуар - только в том случае, если первые два варианта невозможны. При этом пешеходы имеют приоритет: если велосипедист создаёт им помехи, он должен спешиться.

Если велосипедисту ещё не исполнилось 14 лет, он может ездить только по тротуарам, велосипедным или велопешеходным дорожкам. Это же касается тех, кто перевозит в велокресле или сопровождает ребёнка до 7 лет.

А вот по автомагистралям велосипедистам ездить категорически запрещено.

Что будет, если нарушу правила?

За нарушение ПДД КоАП предусматривает штраф - от 500 (если велосипедист спешился) до 800 рублей (если едет на велосипеде).

Если велосипедист нарушил правила в состоянии опьянения, штраф увеличивается до 1 000–1 500 рублей.

Чем чаще вы будете ездить на велосипеде, тем больше возможностей перед вами откроется. Этот вид транспорта - отличный способ провести время приятно и с пользой. Главное - помнить о безопасности.

Денис Фролов

Специалист по коммуникациям и сооснователь проекта «PR Вещей», который помогает IT-компаниям и стартапам строить продуктивные отношения с прессой, пользователями, клиентами и партнёрами.

Мне было 25 лет, и я не умел кататься на велосипеде. Собирался научиться лет с 18, и с каждым годом решиться было всё тяжелее. Я представлял, как стрёмно буду выглядеть: взрослый парень, который едет хуже ребёнка и постоянно падает. Проще забить. Тем более в мире куча людей не умеют кататься.

В интернете было море статей, обучающих взрослых езде на велосипеде. Но они не помогали побороть страх и стеснение, а значит, не решали мою проблему.

Сейчас мне 27 лет. Я спокойно проезжаю на велосипеде пару часов.

Мне нравится кататься по набережной субботним утром, разгоняться перед горкой и притормаживать у склона. Эти навыки пришли вместе с практикой. Справиться с собой и начать мне помогли следующие шаги.

Шаг 1. Определить для себя преимущества

В теории всё легко. Я злился, когда друзья говорили: «Не бойся, просто садись и крути педали». У меня ничего не получалось, даже тронуться не мог. Я боялся садиться на велосипед: а вдруг потеряю равновесие и упаду?

И правда падал. Удерживать равновесие даже пару метров было сложно.

Но когда я сосредоточился на пользе велопрогулок, дело пошло легче. Я выписал преимущества велоспорта и прогонял их в голове по пути на каждую тренировку. Это помогало мне бороться со страхом и стыдом. Я представлял, как рассекаю по городу на велосипеде, паркуюсь у кафе, везде успеваю. Думал, как здорово держать себя в форме, научиться новому и доказать себе, что могу. Со мной сработало.

Желание оказалось сильнее страха.

Во время практики я старался следить за своим телом и конкретными действиями: поставить ногу на педаль, держать руль, выпрямить спину, контролировать дорогу. На четвёртой тренировке страх отступил: мозгу было не до него.

Шаг 2. Найти учителя

Самым тяжёлым для меня оказалось сесть на велосипед и тронуться. Я боялся, что не успею поставить ногу на педаль и врежусь в дерево.

Я ничего не знал о скорости, тормозе, колодках, не понимал, как справиться в одиночку. Поэтому попросил помощи у друга, который ездил на велосипеде много лет. Он пошёл со мной на тренировку и объяснил базовые вещи. Он терпеливо вёз меня на велосипеде, как ребёнка, шёл рядом, советовал, как быть с руками и ногами. Я злился, ругался матом, но на третьей тренировке смог проехать без помощи 50 метров. Благодаря советам друга я запомнил основные движения.

Не зовите в наставники лихачей и новичков.

Первым не хватит терпения, а вторым - опыта. Выберите человека, который сам не против попробовать себя в роли тренера: такие товарищи реже уезжают в горизонт, оставляя вас наедине с велосипедом, и больше настроены возиться с вами.

Если чувствуете, что просьба напрягает друга, лучше поищите другого учителя. Мне было легко найти тренера: все друзья знали, что я не умею кататься на велосипеде, и предлагали свою помощь. Поэтому, когда я решился, достаточно было одного разговора.

Шаг 3. Выбрать место

Накануне тренировки меня терзали мысли о том, что подумают обо мне люди, как снисходительно будут на меня смотреть. Я понял, что могу пойти двумя путями: забить на мнение посторонних или не попадаться им на глаза, пока не научусь. Остановился на втором.

Для тренировок выбрал максимально безлюдное место, где как можно меньше глаз увидят мой позор, а я не нарвусь на других велосипедистов и никого не собью.

Первые три месяца я учился ездить в лесопарке на краю города: туда почти никто не добирается, но есть велодорожки.


Так выглядела моя тренировочная велобаза первые три месяца

Если только начинаете, обратите внимание на парки и небольшие леса с дорожками. Они могут быть далеко от дома, но, скорее всего, поначалу вы будете тренироваться не больше двух раз в неделю - ради нового навыка можно потерпеть.

Шаг 4. Определиться, арендовать или покупать

У меня не было своего велосипеда. Соответственно, было два варианта: купить или взять напрокат. Оценил преимущества и риски обоих.

За Против
Покупка Работает как добровольное обязательство: раз потратился на велосипед, придётся ездить, точно научишься. На «Яндекс. Маркете» модель для новичка стоит от 10 000 рублей. Такие деньги правда будет жалко выкинуть на ветер. Пожалеете деньги на велосипед - так и не научитесь ездить.
Прокат Чтобы начать учиться, достаточно 300 рублей, а то и меньше. Зависит от службы проката, в которую обратитесь. Большинство таких служб работают рядом с парками, набережными и другими местами, где можно покататься. Если что-то пойдёт не так, вы отвечаете за ущерб, нанесённый велосипеду и окружающим. По правилам велопрокатчиков велосипеды обычно не застрахованы. В случае аварии арендатор несёт полную ответственность за ущерб, нанесённый себе, велосипеду, окружающим людям и объектам.

Я выбрал службу проката: для меня это оказалось дешевле и удобнее. Рядом с лесом, где учился ездить, как раз работала одна из них.

Шаг 5. Обеспечить себе защиту

На велосипеде можно врезаться в столб, сбить другого новичка или упасть. Поэтому существуют правила дорожного движения для велосипедистов . Там подробно описано, как избежать ДТП, как вести себя на дорогах, предупреждать о повороте и так далее.

Кроме того, есть много полезных советов, как велосипедистам защищать себя и что надевать.

  1. Надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками, чтобы быть более заметными на дороге.
  2. Надевайте облегающую одежду, чтобы не зацепиться за вращающиеся части велосипеда и внешние препятствия.
  3. Выбирайте обувь с твёрдой подошвой и грубым протектором, чтобы не скользить по педалям.
  4. Надевайте шлем: он защитит вашу голову при падениях.
  5. Надевайте защитные очки: они уберегут глаза от попадания грязи и насекомых. Лучше специальные велосипедные очки. Обычные стеклянные при попадании камней могут разбиться и повредить глаза.
  6. Надевайте наколенники и налокотники, чтобы защитить суставы от травм.

Но на то они и инструкции, что никто их не воспринимает всерьёз.

За первый месяц тренировок руль натёр мне руки до мозолей. Они болели и медленно заживали - то ещё веселье, когда на работе много печатаешь. Ещё через пару месяцев я каким-то образом перелетел через велосипед, ободрал руки и растянул сухожилие на запястье. Друг говорил, что могло быть хуже и мне повезло. Пришлось сделать перерыв в тренировках: сухожилие заживало три недели.

К новой тренировке я купил обычные фитнес-перчатки за 300 рублей - перестал натирать ладони, держал крепче руль, было меньше поводов упасть.

До шлема и наколенников дело не дошло, но в этом году точно куплю: здоровье дороже. Мне хватило сухожилия, чтобы задуматься об этом и забить на то, что подумают крутые гонщики на горных байках.

Шаг 5. Постоянно практиковаться

Сначала я ездил плохо, не больше 100 метров без остановки. Из-за этого злился и искал повод пропустить тренировку: то лень далеко идти, то другие дела. В итоге в первый месяц с велосипедом я провёл лишь три часа.

Не сразу понял, что здесь работает принцип, общий для развития любого навыка: можно научиться, если постоянно практиковаться.

Как только заставил себя тренироваться не меньше двух часов в неделю, заметил прогресс. Первые две недели ездил по ровной дороге, чтобы привыкнуть к велосипеду, разобраться со скоростью и тормозом, научиться управлять рулём. После этого спуски и подъёмы дались гораздо легче. Через месяц я уже лихо взбирался по крутому склону.

Я продолжаю учиться: с каждой тренировкой узнаю что-то новое, закрепляю навыки, задаю вопросы товарищам и ищу информацию в интернете.

Чек-лист

  1. Не бойтесь и думайте о плюсах.
  2. Найдите терпеливого учителя.
  3. Выберите тихое безлюдное место.
  4. Возьмите велосипед напрокат рядом с ним.
  5. Постоянно практикуйтесь.
  6. Надевайте шлем, наколенники и помните о защите.

Позволю себе затронуть тему мастерства езды на байке, которая будет интересна тем райдерам, которые уже перестали довольствоваться «матрасными покатушками» и которые начинают интересоваться техникой преодоления спусков, подъемов и поворотов, а также другими подобными вопросами.

Действительно, вопросы эти стоят того, чтобы их рассмотреть, так как эволюционирующему райдеру, безусловно, хочется овладевать некоторыми важными приемами езды, которые сделают его катание ещё более захватывающим и интересным.

Техника преодоления подъемов на маунтинбайке

Лично мне всегда было интересно преодолевать подъемы. Когда я приобрел свой первый маунтинбайк, то был слегка разочарован тем, что использую его не совсем по назначению, катаясь больше в городе. Однако вскоре наступил тот день, когда мне довелось вместе со своим другом, у которого уже был опыт участия в гонках, поехать в сторону недалекого села, изобиловавшего прекрасными холмами. Там можно было потренироваться и ощутить всю прелесть маунтинбайка в его родной среде. Сразу же по прибытии мы стали штурмовать первую же горку, которая была средней крутизны. У моего друга это прекрасно получалось. Я же заваливал все свои попытки покорить эту кажущуюся на вид не очень крутой горку. То у меня пробуксовывало заднее колесо, то переднее колесо отрывалось от земли, то мне не хватало давления на педали так, что я через некоторое время уже не был способен крутить и, окончательно обессилев, переставал ехать, а после этого заходил пешком на горку, везя с собой велосипед.
Мне, конечно же, было интересно, как у моего друга получается так ловко преодолевать этот подъем, и он поделился со мной некоторыми секретами.
В сущности вся техника преодоления подъема сводится к соблюдению физических законов, что позволяет успешно распределять вес тела на байке и продолжать двигаться вперед к вершине. Но прежде, чем поговорить о распределении веса, давайте не забудем упомянуть о том, что непосредственно перед подъемом вы должны выбрать именно ту передачу, которая позволила бы вам с одной стороны не буксовать (в случае если вы выбрали слишком низкую передачу) и с другой стороны не лишиться всех сил на середине подъема (когда вы выбрали чересчур высокую передачу). Не стоит переключать передачи, когда вы уже начали подниматься в гору, так как рискуете сломать свой задний переключатель. В крайнем случае, если подъем не является очень крутым, то можно попробовать переключить на одну передачу, повысив или понизив ее (не вздумайте переключаться сразу на две передачи вверх или вниз, а то окончательно «убьете» свою трансмиссию). Переключаться нужно так, чтобы в момент перехода на другую передачу на педали не оказывалось большого давления. Необходимо лишь плавно сопровождать педали в момент переключения. Но опять-таки повторюсь, что переключаться нужно до преодоления подъема. Итак, выбрав нужный расчет звезд, вы готовы к началу преодоления горки.
Поговорим о вашем положении на велосипеде, которое было бы желательным для успешного преодоления горы. Почему-то когда мы забегаем в горку без велосипеда, то мы интуитивно правильно распределяем свой вес, чтобы не остановиться на середине подъема. На велосипеде нам следует лишь перенять принципы, по которым мы распределяем вес тела, когда бежим в гору.
Забегая в гору, мы наклоняем свой корпус вперед, руки работают более усиленно, голова больше прижата к шее, чем обычно, ноги усиленно отталкиваются от земли, задействованы почти все мышцы ног: нагрузка ложится на икроножные мышцы, а также на голеностоп, который разгибаясь, обеспечивает успешный подъем, мышцы бедер, добавляющие мощь.
Те же принципы распределения веса применимы и для подъема в гору на велосипеде. Если вы слишком сильно тянете за руль вверх, то это приведет к тому, что переднее колесо будет отрываться от земли. В результате вы остановитесь и оставшуюся часть подъема будете преодолевать уже пешком (хотя остановка на подъеме – ещё не повод сдаваться, об этом мы поговорим чуть ниже). И в то же время, выбрав слишком легкий расчет (передачу), вы рискуете начать буксовать задним колесом, что тоже приведет к потере энергии и остановке на подъеме.
Возможно преодолевать подъем, находясь в одном из двух положений: сидя и стоя.
Поднимаясь в горку сидя, необходимо уяснить для себя, что руль нужно тянуть не вверх, а назад, то есть в сторону живота. Необходимо также согнуть руки больше в локтях, чтобы приблизить голову к выносу. Так вы передадите немного веса на переднее колесо, воспрепятствовав его приподниманию над землей. Ещё лучше, если вам удастся немного тянуть руль ещё и вниз, попробуйте! Если вы расположите плечи под углом 90 градусов к тропе подъема, то ещё лучше сможете распределить вес на байке, усилив сцепление колес.
Чтобы усилить тягу и увеличить силу давления на педали, нужно немного переместить вес своего тела на переднюю часть седла. Это положение позволит удобно преодолевать не слишком крутые, но затяжные подъемы. Одновременно с этим, такое положение позволит равномерно вкручивать в горку. Причем равномерное вкручивание – это одна из главных составляющих успешного преодоления подъема. Главная ошибка многих райдеров – неравномерное педалирование, когда байкер то крутит слишком медленно, то вдруг почти совсем замедляет ход педалей из-за недостатка сил, то, начиная крутить стоя, нагружает педали всем своим весом, что приводит к пробуксовке. Правильно выбранная передача и плавное вкручивание без пауз позволит вам продолжать дальше подниматься к вершине. Ничего страшного, если у вас будет легкий расчет и вы будете подниматься в гору сидя. Главное, чтобы педалирование было непрекращающимся. Если педалирование будет прерывистым, то это обязательно приведет к остановке.
Когда вы чувствуете, что уже не справляетесь с педалированием сидя, это часто случается на очень крутых и затяжных подъемах, переходите к езде стоя. Однако это тоже требует определенного навыка. Здесь также важно не делать пауз в педалировании. Если вы будете лишь давить педали вниз, отдыхая тогда, когда педали находятся в положении шесть и девять часов, то это может также привести к остановке на подъеме. Тянуть педали вертикально вверх из положения «шесть часов» вам позволит только использование контактных педалей. Но немного сопровождать обычные, неконтакнтые педали, когда они находятся в положении «шесть часов», по направлению к положению «девять часов» вам под силу. Нужно лишь потренироваться на ровных участках. Постарайтесь сопровождать педаль по всей траектории ее движения, хотя это не получится без контактных педалей, всё же стремитесь это делать, используя даже обычные педали. Старайтесь мысленно подключать к работе разные мышцы ног, сознательно распределяя на них свое усилие. Это поможет вам меньше уставать на подъеме.
Помните, что, крутя стоя, вы будете передавать на педали большее давление, чем при езде сидя. Поэтому стоит переключиться на одну передачу вверх, если позволяет крутизна подъема. Если на руле установлены рога, то эффективно используйте их. Если вы находитесь в положении стоя и хорошо нагрузили своим весом переднее колесо, то возможно тянуть рога вверх, но если возможно используйте тягу рожек назад.
Езда стоя находит свое применение на очень крутых подъемах и на торчках, участках, где крутизна подъема резко увеличивается. Езда стоя также позволяет находится по центру велосипеда, когда это особо необходимо. Здесь также важно сохранять баланс, потому что если вы переместите свой вес чересчур, то начнете буксовать, а если слишком сместитесь от центрального положения назад, то переднее колесо обязательно оторвется от земли. Разместив вес по центру байку, вы воспрепятствуете также блужданию переднего колеса. Если вы хорошо держите равновесие на педалях, то будете четко идти к своей цели без лишних виляний.
Стоять на педалях нужно, как можно больше согнув ноги в коленях, это увеличит сцепление колес с поверхностью. Стоять нужно, не вытянувшись в струнку, но как можно более низко. Здесь также нужно хорошенько согнуть руки в локтях, чтобы грудь была прямо над рулем. Только не переусердствуйте, иначе вы рискуете потерять сцепление заднего колеса с тропой.
И всё же, если вам позволяют силы, оставайтесь в седле во время преодоления подъема столько, сколько сможете. Это более выгодное положение, особенно если вы используете педали-платформы, а не контактные педали. Переход к езде стоя обычно показывает, что райдер идет в подъем на последнем издыхании, и силы у него скоро закончатся. Однако на заключительной части подъема применение езды стоя очень даже оправдывает себя, так как именно в эти моменты силы кончаются.
Всё же силы возможно сэкономить, если вы не напрягаете те мышцы, которые вообще не участвуют в преодолении подъема. Вы сами можете определить, как именно вам следует расслабиться. Выбрав определенную частоту кручения педалей (каденс), придерживайтесь этого динамичного темпа. Если подъем очень изнурительный и затяжной, то попробуйте чередовать положение сидя с положением стоя.
Есть ещё один секрет, который помогает преодолеть наиболее затяжные подъемы с изменяющейся крутизной. Некоторые стремятся как можно быстрее штурмовать подъем, однако, когда подъем заканчивается или когда такие байкеры встречаются с более крутыми участками, то их силы уже не позволяют им ехать дальше. Секрет состоит в том, чтобы не стремится как можно быстрее пройти подъем. Иногда разумно заехать в горку медленно. Тогда вы сможете сберечь нужные силы. Главное здесь, как вы уже поняли, — постоянный темп, которого вы должны придерживаться. А ускориться в конце подъема, если останутся силы, всегда можно. Это гораздо лучше чем начинать храбро мчаться вверх, а заканчивать штурм горы полуживым, так что потом надо отходить ещё некоторое время.
Хорошо выбирайте путь для байка, обходите неровные участки, которые содержат камни и колдобины.
Равномерно распределите дыхание. Помните, что для велосипедиста, как и для бегуна, крайне важно правильно дышать. Глубокое и равномерное дыхание позволит поступательно и без лишних рывков идти к своей цели.
И напоследок небольшой психологический момент: чтобы подъем преодолевался легче, сосредоточьте свой взгляд на вашей цели. Если вы будете смотреть на вершину и убеждать себя в том, что вы скоро ее достигните, то это так и будет. Но если вы будете смотреть только в землю, то дополнительного стимула это вам не придаст. Сделайте преодоление подъема интересным, четко поддерживайте тот темп, который вы взяли. Тогда у вас всё получится.
Если же вы по каким-то причинам остановились по пути к своей цели, то это не повод мирно идти в горку пешком. Можно попытаться вновь взять старт, хотя сделать это будет гораздо сложнее, чем на ровной поверхности. Поэтому расположить байк следует боком по отношению к тропе подъема. Взяв старт, вы сможете вновь придать байку верное направление.
Тренировка – важный аспект достижения успехов в преодолении подъема. Тренируясь, вы можете постараться применить все эти советы, почувствовать байк и равновесие, которое при подъеме удерживать немного сложнее.
Теперь поговорим о прохождении тех участков трассы, которые заставляют чаще биться наше сердце, о любимых всеми спусках.

Техника прохождения спусков

В первую очередь хочется сказать, что хотя спуски и доставляют много удовольствия, стоит знать, как правильно их проходить. Иначе можно принести вред своему здоровью.
Нелишним, а даже необходимым будет покупка соответствующей защиты, для того, чтобы в случае падения остаться целым и невредимым. Шлем и перчатки в данном случае – обязательные атрибуты байкера.
Начиная наш разговор о технике прохождения спусков, хочется вновь вернутся к примеру бегуна. Если вам не приходилось видеть, как бегун спускается с горы, то можете попробовать сами сбежать с какого-то холма. Почувствуйте, как вы интуитивно отклоняете верхнюю часть своего тела назад, как руки помогают вам сохранять равновесие. Естественно, что если бы вы наклонили свой корпус в этот момент вперед, то, непременно, полетели бы кубарем.
В прохождении спусков стоит помнить об этом примере, чтобы правильно выбрать положение своего тела на велосипеде. Естественно, что не стоит оставаться в седле в то время, как вы проходите спуск. Если вы будете вальяжно отдыхать в седле, то рискуете испытать радость полета через руль со всеми вытекающими последствиями. Очень важно помнить, что центр тяжести в то время, как вы проходите спуск находится примерно в районе переднего колеса, и при первой же кочке заднее колесо может легко оторваться от земли, если вы будете оставаться сидеть. Но в то же время, если вы чересчур разгрузите переднее колесо, отодвинувшись слишком назад, тогда вы лишите его сцепления с дорогой.
Как же найти правильное положение тела на байке?
Разумеется, что стоит отодвинуть свою пятую точку назад. Но вопрос, как далеко следует отодвинуться? В большинстве публикаций советуется отодвигаться как можно сильнее. Но как мы уже сказали, это может привести к тому, что наше переднее колесо будет все время сбиваться с намеченного курса из-за кочек.
Поэтому стоит отодвинуться назад ровно настолько, насколько крутым является спуск. Если спуск не слишком крутой, а вы отодвинулись назад максимально, то вполне вероятно, что, когда вы поедете по ямам, переднее колесо будет очень неустойчивым, потому что вы лишили его необходимой нагрузки сверху. А если на спуске будут ещё и повороты, то вам будет очень сложно направлять переднее колесо туда, куда необходимо.
Важно также знать, как выбрать правильное положение своих рук на руле. Ведь именно то, насколько руки будут согнуты в локтях, определяет то, как далеко вы отодвинетесь назад в седле. На самых крутых спусках стоит максимально разгрузить переднее колесо. В этот момент можно отодвинуться назад настолько, чтобы руки были выпрямлены. Не бойтесь того, чтобы отодвинуться назад настолько, чтобы ваш живот был над седлом.
На спусках средней крутизны следует расположить свое тело на байке так, чтобы ваши плечи были под 90 градусов к тропе спуска. Всё же следует найти именно такое положение ваших рук, когда они будут меньше всего напряжены. Специалисты в области езды на маунтинбайке называют это положение, когда руки расслаблены, «парящие руки». Чувствуя легкость в руках, вы сможете лучше проходить не только спуски, но и повороты.
Стоит также учесть и то, что если вы будете держать педали в положении «6 и 12 часов», то рискуте сильно удариться ногой о камни, которые будут встречаться на вашем пути, поэтому нужно расположить педали так, чтобы шатуны были параллельны земле.
Один из самых главных моментов, о которых нельзя забывать при прохождении спусков – правильное использование тормозов. Если ваш велосипедный опыт небольшой, то стоит повременить с быстрым прохождением спусков. Сначала нужно хорошо прочувствовать свои тормоза. На большинстве горных велосипедов сегодня установлены довольно мощные тормоза. Проблема в том, что если вы заблокируете колесо при торможении, то полетите через руль. Особенно легко блокируются тормоза типа «ви-брэйк». Дисковые тормоза обладают большей модуляцией.
Некоторые считают, что использовать передний тормоз при прохождении спусков вообще не нужно. Это далеко не так! Попробуйте, не садясь на велосипед провести следующий эксперимент: катите велосипед вперед и зажмите задний тормоз до блокировки колеса. Что происходит? Велосипед по прежнему возможно катить, разве что задняя покрышка стирается. А теперь попробуйте катить велосипед, зажав передний тормоз и отпустив задний. Велосипед остановиться. Факт состоит в том, что передний тормоз более эффективен, чем задний. Не использовать его на спусках просто глупо. Если вы будете использовать на спусках лишь задний тормоз, то вы не сможете эффективно тормозить, а при желании усилить торможение, заблокируете заднее колесо, что приведет к заносу.
Разумеется, что именно передний тормоз может доставить вам неприятность, если вы используете его неправильно. Все издания о горном велосипеде советуют использовать ОБА тормоза всегда и везде. Вопрос лишь в том, КАК это делать.
Помните: чем сильнее вы тормозите, тем больше вас будет тянуть вперед. Это значит, что нужно усиленно упираться ногами в педали, чтобы оставаться в положении «за седлом».
Найдя правильное положение тела на байке, можно использовать и задний, и передний тормоз. Естественно, что нужно хорошо чувствовать особенно передний тормоз, поскольку от его использования зависит, то, останетесь вы в седле или опередите велосипед, «расправив крылья как сокол». Задний тормоз также нужно использовать умело. Если вы будете перетормаживать задним тормозом, то начнете дрифтовать, что тоже нежелательно при прохождении спусков.
Не используя тормоза на «колбасе», как попросту байкеры называют участки спуска, изобилующие корнями и ямками, вы даете возможность вашей вилке лучше обрабатывать неровности. Тормозя, вы уменьшаете ход вилки, ее работа уже не будет такой безупречной.
В то же время стоит помнить, что, если вы будете тормозить на технических участках, то рискуете заблокировать колесо. Причем риск заблокировать колесо здесь больше, чем при торможение на пологих спусках без камней и выбоин. Поэтому лучше снижать скорость на простых участках спуска, на технических же участках лучше не использовать тормоза. В крайнем случае, если вы хотите снизить скорость, то это стоит сделать перед тем, как вы будете проходить кочки. Если вы зажмете тормоз в момент прохождения ямы или выбоины, то ваши шансы полететь через руль почти стопроцентные.
Еще один практический момент: переключившись на более высокую передачу, вы предотвратите биение цепи об раму. В то же время вы сможете использовать более выгодный и удобный расчет звезд.
Ваш взгляд должен быть направлен не в землю, а вперед, чтобы отслеживать предстоящие технические участки трассы. Это поможет вам по желанию снижать скорость перед прохождением технических участков.
И, конечно, стоит помнить о психологической стороне прохождения спуска. Если вы начнете боятся, то, непременно, потеряете контроль над байком. Излишний страх сделает ваши колени дрожащими, а руки некрепкими. Вы не сможете хорошо управлять байком, следя за быстро меняющимся рельефом и направлением тропы. Помните: пока вы верите в свои силы, то сможете не потерять контроль над байком.
Теперь давайте обсудим не менее интересный вопрос, кажущийся довольно простым по сравнению с двумя предыдущими: прохождение технически сложных поворотов на горном велосипеде.

Техника прохождения поворотов

Действительно, все кажется совсем простым со стороны, когда ты смотришь, как другой байкер легко проходит повороты, словно в этом нет ничего сложного. Особенно впечатляет, как это делают даунхиллеры, которые проходят повороты под 90 градусов почти без потери скорости.
В чем же секрет эффективного прохождения поворотов?
Особенно этот вопрос интересует тех, кто участвует в гонках или просто обожает скоростные покатушки.
Техника прохождения поворотов – тема настолько сложная, насколько она кажется простой. От того, насколько вы знакомы с правилами вхождения в поворот, может зависеть даже ваша жизнь. Ведь часто трасса маунтинбайка представляет собой узкую и извилистую тропу, на которой очень приятно ездить быстро, словно уворачиваясь от неожиданно возникающих перед тобой деревьев. Однако здесь также важно быть осторожным и осведомленным в том, как правильно наклонить байк, выбрать скорость, выбрать верную траекторию движения.
Но давайте начнем обсуждение темы техники прохождения поворотов с самого начала: поговорим о том, как подготовиться к прохождению поворота.
Чтобы подготовиться к правильному прохождению поворота, необходимо оценить саму сложность того поворота, в который вы собираетесь войти. Смотреть как можно дальше перед собой – это правило действует не только в случае, когда вы хотите преодолеть подъем или хорошо пройти спуск, но и тогда, когда вы хотите без падений и в то же время без потери скорости пройти сложный поворот. Оценив, насколько сложным является поворот, вы сможете понять, какую траекторию вам следует выбрать. Возможно, ваше внимание привлекут колдобины и камни на пути прохождения поворота, которые вы захотите объехать.
Если вы выбрали траекторию, то теперь стоит придерживаться ее. Траектории условно можно разделить на три типа: внутренние, внешние и средние. На первый взгляд кажется, что при одной и той же скорости поворот быстрее всего можно пройти по внутреннему радиусу, однако, это не всегда является верным решением. На практике часто оказывается, что, не снизив скорости при прохождении поворота по внутреннему радиусу, вы можете потерять контроль над байком. Поэтому стоит запомнить одно правило: чем меньше радиус поворота, тем меньше должна быть скорость его прохождения. Если же вы выбрали внешнюю траекторию, то тогда вы смело можете позволить себе быстро пройти этот поворот.
Однако физика прохождения поворотов такова, что если вы проходите поворот в два раза быстрее, то центробежная сила будет действовать на вас в четыре раза сильнее. Центробежная сила растет в зависимости от увеличения скорости, причем зависимость эта подчиняется закону геометрической прогрессии.
Всем автолюбителям известно простое правило прохождения поворота: скорость нужно снижать перед прохождением поворота, а после прохождения середины поворота можно начинать увеличивать скорость. На велосипеде проходить повороты нужно, руководствуясь тем же правилом.
Однако вопрос: как замедляться перед вхождением в поворот? Иногда, чтобы снизить скорость недостаточно просто перестать крутить педали. Некоторые судорожно начинают тормозить, как до вхождения в поворот, так и в момент его прохождения. Однако, снижая скорость следует помнить, что крайне важно сохранять сцепление переднего колеса с дорогой, так как именно от него (сцепления переднего колеса) зависит качество прохождения поворота. Поэтому ни в коем случае не блокируйте переднее колесо в момент прохождения поворота. Правильнее было бы сказать: «Забудьте о том, что у вас есть передний тормоз на время прохождения поворота!».
Если вы используете задний тормоз, то старайтесь, чтобы заднее колесо не блокировалось. Хотя если это произошло, то просто отпустите тормоз, занос заднего колеса намного проще пережить, чем занос переднего.
Не менее важно уметь наклонять байк в сторону поворота. Если вы это не умеете делать, то вы не сможете пройти поворот на скорости. Да, на небольших скоростях не всегда нужно уметь наклонять байк в сторону поворота, достаточно лишь повернуть руль туда, куда нужно. Однако, если вы попробуйте пройти глубокий поворот на высокой скорости, повернув руль, то это может привести к падению. Наклонять байк нужно еще потому, что в таком положении передняя покрышка имеет гораздо большее сцепление с землей и соответственно меньше скользит. Конечно, иногда немного страшно, наклонить байк так, как нужно. Однако, сделав это вы пройдете поворот гораздо чище. Только применять все эти советы нужно лишь тогда, когда вы уверены в своих покрышках.
Если поворот является слишком крутым, то можете выставить ногу, возможно, так вам будет комфортнее проходить поворот, зная, что в случае скольжения вы не упадете. Нелишним будет напомнить вам и о том, что педаль, которая находится на стороне, ближайшей к повороту, должна быть в положении «12 часов».
Какой самый безопасный вариант прохождения поворота? Перед вхождением в поворот нужно снизить скорость, взгляд необходимо сохранять на выбранной траектории, наклонить байк в сторону поворота и проходить поворот, придерживаясь выбранной скорости.
И хотя кажется, что быстрее пройти поворот по внутреннему радиусу, мы бы посоветовали вам не делать так, особенно на незнакомой местности. Не пытайтесь показать перед другими свое мастерство, когда вы находитесь на новой для вас трассе.
А теперь поговорим о посадке и распределении веса при прохождении поворота. Не секрет, что на трассах для горного велосипеда повороты очень резкие, а тропа часто узкая. Для того, чтобы иметь успех при прохождении таких технических поворотов, необходимо знать основы аэродинамики. Не секрет, что аэродинамика повышается тогда, когда движущееся физическое тело испытывает меньше сопротивлений. К примеру, гоночные автомобили делают с очень низкой посадкой, что повышает их аэродинамику. Проходя повороты, также нужно учитывать физические законы. Для того, чтобы пройти скоростной поворот, нужно сесть очень низко, тогда ваш центр тяжести будет находится ниже. Опустить ниже нужно всё, что возможно: голову, плечи, пятки. Согните руки в локтях. Как и в прохождении спусков при поворотах следует сохранять баланс тела, подбирая его оптимальное положение на байке. Какое положение тела является оптимальным?
Это вы поймете при прохождении поворота. Если переднее колесо имеет недостаточное сцепление с грунтом, то это значит, что нужно переместить вес тела немного вперед. В случае, когда вы чувствуете, что заднее колесо недостаточно устойчиво, перераспределите свой вес немного назад. Большее значение при прохождении поворота имеет переднее колесо, потому что именно от него зависит, как вы войдете в вираж. Поэтому не стесняйтесь нагружать его своим весом.
При распределении веса нужно нагружать велосипед. Термин «нагружать байк» вам может быть не очень знаком. Уметь нагружать велосипед – значит вдавливать его в землю тогда, когда это нужно, теми его частями, которые наиболее ответственны за хорошее сцепление. Как можно нагрузить байк? Усилиями ног и рук можно увеличить свой реальный вес на байке, устремив усилия туда, куда необходимо. Особенно это нужно делать при прохождении технических, скоростных поворотов, которые представляют собой грунтовые тропинки, где легко можно потерять сцепление колес и уйти в занос. В этом случае необходимо уметь наклонять велосипед. Тело наклонять в данном случае не нужно, иначе вы перегрузите байк.
Нагружать вы будете педаль, которая является внешней по отношению к повороту. Другая же нога, которая находится на стороне, ближайшей к повороту, должна быть отведена в сторону виража. Вспомните, куда направлено колено мотоциклистов на гонках.
Нагружать также необходимо и руль. Это поможет увеличить сцепление переднего колеса. Вам может показаться странным то, что нужно нагрузить именно внутреннюю по отношению к повороту точку руля. Внешнюю же ручку необходимо будет тянуть на себя. Хотя кажется, что это может привести к заносу, помните, что с внешней стороны нагружаете педаль. Это значит, что с одной стороны вы должны навалиться всем весом тела на внешнюю педаль, а с другой стороны силами руки тянуть грипсу, находящуюся на той же стороне на себя.
Лучше сначала попробовать делать это на спокойной трассе, при маленькой скорости.

Велосипед – самый простой вид транспорта. Но чем ты старше, тем страшнее браться за его освоение. Да и где это делать? В городе люди — и засмеют, и страшно задавить… Если вас посещают такие вот грустные мысли, у нас для вас хорошие новости.

Текст: Светлана Гребенникова

На прошлой неделе в Самаре открылась первая Велошкола, которая расположилась в существующем прокате велосипедов на ул. Фрунзе – 80. Занятия проходят на Ленинградке или пл. Куйбышева с 19.00 до 21.00 или с 20.00 до 22.00 3 раза в неделю. Трехдневный курс помогает «поставить на крыло» даже самых, казалось бы, бесперспективных учеников. Кто катается на велосипеде с детства, не понимает, как можно рассказать правила катания – чего уж проще, сел и поехал. Однако на занятиях инструктор не только показывает на собственном примере, но и рассказывает массу тонкостей, незнание которых и мешает научится кататься самостоятельно.

Секрет №1. Держим равновесие

Взрослым, как правило, мешает скованность в движениях, поэтому они теряют равновесие и боятсяупасть. Сохранять баланс – основа езды на велосипеде. На первом занятии выполняются именно балансовые упражнения. Для начала походите рядом с велосипедом, держите его за сидение, попробуйте наклонять его туда-сюда и таким образом управлять поворотом. Это занятие поможет вам почувствовать себя психологически комфортнее рядом со странной двухколесной «машиной». Затем опустите сидение велосипеда чуть ниже, чтобы ноги доставали до земли. Отталкиваясь ногами, шажок за шажком, катите велосипед вперед. В завершении поставьте одну ногу на педаль, другой же – отталкивайтесь, поиграйте в самокат, это также полезно для ощущения равновесия. Так человек чувствует опору, и автоматически убирается страх. Чем больше вы так проедете, не накреняясь набок, тем лучше. Когда надоест «изображать самокат», можно начинать кататься на велике по-настоящему.

Секрет №2. Правильно трогаться с места

Как только вы прошли первый этап общения с велосипедом, пробуйте проехать на нем. Многие неправильно садятся на велосипед, сначала садятся, отталкиваются, а потом уже начинают нащупывать педали. Правильнее будет перекинуть ногу через сидение, слегка наклонив к себе велосипед, приподнять одну из педалей, а потом, нажимая на нее, привести велосипед в движение. Главное – без паники!

Секрет №3. Спокойствие, только спокойствие

Не надо вцепляться в руль мертвой хваткой, через 15 минут вы начнете ощущать боль и напряжение в руках. К тому же лишняя суета и напряжение будут только вредить движению. Руль нужно держать свободно, легко, но это приобретается только с практикой. Потом вы сами начнете делать «распор» между рулем и сидением, опираясь равномерно на четыре точки опоры (руки-ноги). При этом спина должна быть также расслаблена, но в тонусе, как и руки.

Секрет №4. Не делать резких движений

Движения на велосипеде должны происходить согласовано, без рывков. Важно все делать медленно, плавно, спокойно, чтобы не травмировать себя физически и морально. Не надо никуда торопиться, подгонять себя, от этого быстрее не научишься, зато наделаешь кучу ошибок и в конечном итоге упадешь. Помните, что любое резкое торможение, любой резкий поворот руля может приводит к падению и к стрессу.

Секрет №5. Смотреть вперед

По-хорошему, во время движения велосипедисту любой степени подготовки следует смотреть вперед на 5−10 метров. Но чаще новичок смотрит себе под ноги или на колеса велосипеда. Смотреть перед собой затрудняются практически все, и поэтому вело-неофиты, бывает,врезаются в пешеходов, столбы, здания. Во время первых занятий ученикам создают «тепличные условия», однако уже на втором занятии их необходимо «выбрасывать» в реальную жизнь, специально выбирать площадки «с углами».

Секрет №6. Учиться поворачивать

С первых же занятий перед новичком могут возникать препятствия: деревья, клумбы, углы домов, пешеходы. С этого момента у него включается зрение, и будущий велосипедист начинает учиться объезжать. Некоторые мысленно просчитывают расстояние до объекта, некоторые едут наугад, выкручивая руль до упора. Стоит запомнить, что не нужно крутить педали в повороте, так как набираемая скорость только увеличивает радиус поворота и может спровоцировать падение. Также нужно быть осторожным и держаться на расстоянии от припаркованных машин, желательно немного сбрасывать скорость. Не только новичок, но и опытный велосипедист не всегда среагирует на отъезжающую машину или резко распахнутую дверцу. Если жеперед вами большая толпа людей, которую сложно объехать, можно смухлевать – кричать «Тормоза не работают!»

Секрет №7. Правильно тормозить

На первом же занятии инструктор объясняет, где расположены тормоза и как правильно ими управлять. После этого ученик не то что не боится тормозить, а наоборот чаще жмет на тормоз, интуитивно, чтобы не упасть. Какой здесь секрет – если вас «повело» и вы боитесь упасть, нажмите плавно задний тормоз, велосипед остановится и все обойдется без происшествий. На площадке для занятий ученики также пробуют тормозить на прямых ногах и в положении «ноги на педалях». Потихонечку притормаживая, можно легко спуститься с любой горки. А вот передним тормозомлучше пользоваться аккуратно –если на полной скорости с хватится за передний тормоз можноперелететьчерез руль.



Секрет №8. Оптимальные скорости

Оптимальной скорости для новичков не существует: одни сразу усваивают преимущества скорости (дополнительно помогает держать равновесие), другие все-таки бояться разгоняться и ездят «прогулочным шагом». В современных великах 20 с лишним скоростей, и необходимость использования той или иной выясняется чаще всего на практике. Это знания для мозга, а не для тела. Поэтому не стоит забивать ими голову с первого занятия, для начала стоит довести управление движением на велосипеде до автоматизма. Когда вы «кажется уже научились», можно приступать к экспериментам со скоростями. Однако на быструю езду можно переходить только когда человек будет себя уверенно чувствовать в седле. Мужчины уже через пару занятий начинают ездить по дорогам, а девушкам лучше сначала попрактиковаться по прямой – на набережной или в парке.

Секрет №9. Управлять положением руля

Главное правило, которое нужно уяснить для себя – для сохранения равновесия руль нужно всегда поворачивать в сторону наклона велосипеда. Освоение аккуратного руления пригодится и во время преодоления неровностей поверхности. Если перед вами рельсы, колея или «лежачий полицейский», нужно просто поставить руль перпендикулярно препятствию. Если вы не будете выкручивать руль, вы почувствуете себя практически так же, как автомобилисты, попавшие в колею, вас станет заносить, и колеса пойдут юзом.



Правило №10. Поднявшись над кочками

Езда на велосипеде это не столько умение, сколько удовольствие, ощущение скорости и новые возможности! Попробуйте самостоятельно научиться ездить, если еще не умеете, а если не получится - теперь вы знаете, к кому обратиться!