Что нужно знать про страховку. Что нужно знать о страховании автомобиля

Покупка автомобиля сопровождается рядом процедур, которые сделать необходимо. В их число входит и заключение договора купли-продажи (дарения, наследования и т. п.), и и страхование автомобиля, и постановка на учет в МРЭО ГИБДД. Причем проходить это все нужно именно перечисленном порядке, иначе на очередном этапе вас отправят на пропущенный пункт.

Рассмотрим подробнее, что такое автогражданское страхование и все, что с ним связано.

Правила страхования

Является обязательной процедурой в нашей стране. Страховой полис нужно получать на все виды автотранспорта. Исключение составляют только ТС, которые в силу технических особенностей не передвигаются со скоростью выше 20 км/ч, принадлежат Минобороны РФ или вовсе не допущены к эксплуатации.

При необходимости можно застраховать автомобиль в другом регионе, т. е. не по месту прописки. В таком случае желательно просто выбрать компанию или представительство, имеющееся в регионе, где вы будете постоянно пользоваться автомобилем в ближайший год (или другой срок действия полиса).

Отсутствие страховки в первые 10 дней после заключения договора купли-продажи не грозит, в принципе, ничем, кроме предупреждения от сотрудника ГИБДД, т. к. эти 10 дней - срок для получения всех нужных документов. Но так как в обязательном порядке нужна страховка авто, штраф за невыполнение требований, при остановке сотрудниками правопорядка, получить можно. Составит он 800 руб. И так будет продолжаться, пока не будет оформлен страховой полис.

Где застраховать машину?

Страховка на авто оформляется в отделении любой профильной компании, которая занимается этим видом деятельности. Таких организаций сейчас огромное количество, но лучше выбирать известные и проверенные, чтобы при наступлении страхового случая не остаться без ничего. Самые известные среди них: Росгосстрах, Ингосстрах, "Интач", "Ренессанс" и др.

Какие документы нужны

Страховка на авто оформляется по любой программе. В выбранной страховой компании необходимы следующие документы:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Водительское удостоверение.
  3. Диагностическая карта с действующими данными техосмотра.
  4. Договор купли-продажи (дарения и т. п.).
  5. Доверенность (если вы страхуете автомобиль, оформленный не на вас).

Варианты страхования

Страховка на авто существует в 2 вариантах: ОСАГО и КАСКО. Страховка при покупке авто (нового) у автодилера оформляется в виде КАСКО в обязательном порядке. На б/у машины можно оформить на выбор.

При этом у полиса КАСКО есть несколько разновидностей, которые у разных компаний называются по-разному. Например, миниКАСКО - защита только от ДТП, внесение части суммы, а остальное доплачивается в случае наступления страхового случая.

Страховка ОСАГО

Самый простой и дешевый вариант страхования. ОСАГО защищает автомобиль только в случае попадания в ДТП (от угона, повреждений и тому подобных вещей ОСАГО не защищает, вопреки различным мнениям, и страховщик вам ничего не выплатит).

Сейчас на каждом углу можно встретить надпись "страховка авто ОСАГО". Росгосстрах и другие известные и давно работающие на рынке компании, как и большое количество юристов, не советуют обращаться в мелкие конторы. Лучше оформить страховой полис подороже, зато в случае чего точно получить свои деньги.

Страховка КАСКО

КАСКО - это защищающий от угона или ущерба, предусматривающий ответственность страховой компании при хищении или причинении вреда машине и выплату убытков.

Страховые случаи, при которых действует КАСКО:

  • Столкновение с другим ТС.
  • Наезд на объекты и животных.
  • Переворачивание машины в результате ДТП.
  • Повреждение ТС упавшими на него предметами, в том числе деревьями, ветками, снегом или льдом в зимнее время, и грузами при погрузо-разгрузочных работах.
  • Выброс предметов из-под колёс другого ТС, движущегося рядом с вашим, что привело к повреждению частей транспортного средства или попаданию в аварию.
  • Погружение в воду по причине затопления местности, провала дороги, случайного съезда в воду или провала под лёд.
  • Возгорание, взрыв.
  • Преднамеренное или непреднамеренное нанесение вреда или уничтожение транспортного средства, хищение третьими лицами.

Страховка на авто КАСКО не распространяется на следующие ситуации:

  • Повреждение ТС при управлении третьим лицом (без в/у, не вписанным в полис, в состоянии опьянения).
  • Управление в состоянии опьянения.
  • Повреждение дисков, лакокрасочного покрытия и т. д. (если это не влияет на работу других деталей автомобиля).
  • Кража колёс или номерных знаков (если их хищение произошло без нанесения ущерба машине).
  • Хищение автомагнитолы (при условии, что панель магнитолы была оставлена в машине).

Стоимость страхового полиса

Стоимость страховки зависит от нескольких элементов:

  • Мощность ТС в л/с.
  • Возраст и водительский стаж автовладельца (людям старше 21 года и со стажем более 3 лет страховка обходится дешевле, чем для 20-летних со стажем 1 год).
  • Число возможных водителей (здесь стоит учесть, что сделать выйдет дешевле, чем вписывать в полис 3 человек).
  • Регион страхования (в центральных регионах оно часто стоит дороже, чем в более отдаленных).
  • Безаварийная езда (если вы совсем не попадаете в аварии, то ваш полис будет стоить меньше, чем у тех, кто постоянно по своей или не по своей вине становится участником ДТП).
  • Сезонность (оформлять на один или 2 сезона, а потом продлевать выйдет дороже, чем оформление на весь год сразу).

Как производится компенсация ущерба?

Для того чтобы получить денежную компенсацию, нужно обратиться в страховую компанию, выдавшую полис не позднее, чем через 14 дней после страхового случая.

При этом возможны 2 варианта событий: ремонт в СТО по страховке от страховщика (у СТО и договор о предоставлении услуг по ремонту авто). Здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны. Плюс в том, что владельцу не надо самому искать ремонтную мастерскую. Но ремонт может затянуться, машину могут долго не отдавать, а сделать ее еще хуже, чем была. Поэтому стоит лучше добиться от страховой компании выплаты в денежном эквиваленте.

При наступлении страхового случая предоставить в страховую компанию нужно следующие документы:

  • Договор страхования (оригинал);
  • Водительские права (копия);
  • Свидетельство о регистрации автомобиля;
  • Документы из ГИБДД или других структур, подтверждющие факт случившегося (оригиналы);
  • Оригинал или копию протокола работ с указанием списка частей и деталей, которые были заменены, материалов и уплаченной за них суммы, оригиналы счетов и документов, которые подтверждают факт оплаты всего перечисленного, при необходимости.

Если у вас страховка авто КАСКО, то нужно также предоставить такие документы:

  • Оригинал оплаченного счета за если таковая имела место.
  • Если машина повреждена или не подлежит восстановлению из-за стихийных бедствий, понадобится документ из федерального органа, занимающегося надзором за состоянием окружающей среды.
  • Также страховая компания может потребовать постановление о приостановке следствия или прекращении уголовного дела, копию обвинительного заключения, а также результаты медицинского освидетельствования, в случае его проведения.

Что такое КАСКО: от чего зависит его стоимость, франшиза

Если сказать простым языком КАСКО – это страхование собственности от различных случаев. Этот вид страхования распространяется на автомобили и только на добровольных началах, за исключением случая, если вы приобретаете автомобиль в авто-кредит. КАСКО при авто-кредитовании, как правило, обязательный пункт договора кредитования, так как банку нужны гарантии целостности и сохранности залога, а залогом является купленный вами автомобиль.

Как рассчитывается ОСАГО, Формула расчета ОСАГО.

ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности. С 1 июля 2003 года начал действовать Федеральный закон № 40-ФЗ от 20 апреля 2002, благодаря ему мы и узнали об ОСАГО. И теперь каждый водитель автомобиля должен иметь при себе такой полис автострахования.

От чего зависит цена полиса КАСКО

КАСКО является одним из самых распространенных видов автострахования в России. Страховка гарантирует денежную компенсацию в случае аварии, угона, различных повреждений и т. д. Кроме самого автомобиля, страхованию подлежит и его оборудование. Существует два вида страхования – частичное и полное, которые отличаются по стоимости. Полное страхование - выплата производится в случае всех видов ущерба, частичное имеет узкий список выплат.

Страхование при автокредите

Относительно недавно все транспортные средства, которые покупались в кредит, должны были пройти обязательное страхование. То есть, это и ОСАГО, и полис КАСКО от ущерба/угона, что распространялось на весь период займа. Страховка считается одним из самых затратных пунктов для заемщика, когда автомобиль берется в кредит. Из-за этого большое количество банковских организаций, привлекая себе клиентов, старается не упоминать о «подводных камнях» страхования, избежать которых вряд ли удастся.

Автокредит или лизинг. Что лучше?

Глядя на количество автомобилей на улицах городов, становится очевидной истинность фразы: "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения". Да и при нынешнем ритме жизни добраться до пункта назначения наиболее быстро и предсказуемо можно исключительно на собственном транспорте. Поэтому, не удивительно, что число желающих иметь машину год от года возрастает. А поскольку автомобиль – вещь дорогая, то купить его, сразу заплатив полную стоимость, могут далеко немногие.

Наличие автомобиля связано для водителя не только с преимуществами от его использования, но и с необходимостью нести определенные дополнительные расходы. В том числе данные расходы охватывают и оформление страховки на ТС. Законодательством РФ предусмотрена как обязательная страховка автомобиля, так и несколько ее добровольных видов. Более подробно виды данных полисов, а также особенности и условия их оформления будут рассмотрены далее.

ОСАГО - это обязательное страхование гражданской ответственности одного лица (в данном случае водителя) перед потерпевшей в результате аварии или ДТП стороной. Сделки по данному виду страхования являются наиболее распространенными, поскольку наличие такого полиса - обязательное законодательное условие для водителей.

ВАЖНО! Без ОСАГО допуск к управлению ТС запрещается, так же как и возможность поставить автомобиль на учет или пройти техосмотр. Кроме этого, водителя за такое нарушение могут оштрафовать и забрать авто на штраф-стоянку.

Основным страховым случаем по этому полису является причинение в ходе ДТП вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Размер возмещения при этом рассчитывается, исходя из общего ущерба, однако ограничен максимальными границами:

  • 500 тыс. руб. на одного потерпевшего - при нанесении вреда его жизни и здоровью;
  • 400 тыс. руб. на одного потерпевшего - в случае причинения имущественного ущерба.

На стоимость полиса влияет несколько повышающих коэффициентов, которые зависят от таких факторов:

  • водительский стаж клиента и его возраст;
  • мощность автомобиля;
  • регион регистрации;
  • наличие аварий с участием водителя;
  • срок действия страховки;
  • количество лиц, включенных в полис.

За счет каждого из этих коэффициентов итоговая стоимость полиса может быть в несколько раз выше базового тарифа.

К основным преимуществам ОСАГО относятся:

  • невысокая стоимость;
  • фиксированные ставки и территориальная доступность полиса (тарифы устанавливаются законодательно, поэтому страховые компании не могут их изменять);
  • возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне за счет страховой компании (а не водителя).

Однако данная страховка имеет и ряд недостатков:

  • ограниченность выплаты (для ремонта дорогих автомобилей ее обычно недостаточно);
  • небольшой перечень страховых случаев (в частности, в случае кражи авто или его повреждения собственник ничего не получит);
  • отсутствие выплаты для самого водителя.

Для расширения страховых рисков и получения компенсаций в других случаях водителю стоит обратиться к иным видам автомобильного страхования.

Этот полис - расширенная версия ОСАГО, которая позволяет получить выплату в большем размере, чем при обязательном страховании. Его оформление является добровольным и может происходить только по инициативе водителя.

ДСАГО оформляется при условии наличия действующего ОСАГО, однако происходить это может в различных страховых компаниях. При этом оба полиса заключаются с одинаковым сроком действия и на одно и то же транспортное средство.

Выгодность использования ДСАГО состоит в том, что с его помощью можно существенно увеличить размер компенсационной выплаты по сравнению с обязательным страхованием. Точный максимальный лимит устанавливается каждой страховой компанией, но, как правило, он равен 3 млн. руб.

ВАЖНО! Получить выплату по ДСАГО можно только при условии, что размер ущерба не покрывается за счет ОСАГО.

В этом случае расчет суммы происходит путем вычитания из общего размера ущерба размера выплаты по ОСАГО. Разница и будет той величиной денежных средств, которая должны быть выплачена пострадавшему.

Основной страховой риск, который покрывается ДСАГО - это нанесение ущерба:

  • жизни и здоровью третьих лиц (водителя или пассажира другого ТС, пешехода);
  • их имуществу (автомобилю, строению, забору).

На стоимость ДСАГО влияют те же самые факторы, что и при обязательном страховании, однако конкретные тарифы и лимиты по выплатам устанавливаются уже страховой компанией. При этом итоговая цена полиса не будет слишком высокой - при лимите в 1-3 млн. руб. она может составить всего несколько тысяч рублей.

Это еще один добровольный вид страхования, который охватывает большее количество рисков, чем ОСАГО или ДСАГО. Данный полис не покрывает гражданскую ответственность, поскольку его основное назначение - это имущественное страхование. В частности, от угона или кражи автомобиля, причинения ему ущерба в результате пожара или стихийных бедствий и т. п.

ВАЖНО! Стоит учесть, что наличие полиса КАСКО, хотя это и не является обязательным по закону, часто необходимо для совершения определенных операций с автомобилем. В частности, при покупке машины в кредит банки всегда требуют от заемщика оформления этой страховки.

К основным преимуществам от оформления КАСКО можно отнести:

  • возможность получения крупной суммы возмещения (она может быть соизмерима стоимости нового авто);
  • расширенный перечень страховых рисков, которые включаются в полис;
  • получение возмещения вне зависимости от наличия или отсутствия вины водителя.

Недостатками являются:

  • высокая стоимость;
  • ограничения в оформлении для некоторых авто (в частности, по такому критерию, как срок использования).

Что касается стоимости полиса, то тарифы на него, в отличие от ОСАГО, не являются фиксированными и не устанавливаются государством. Данные показатели определяются индивидуально каждой страховой компанией, но в большинстве случаев итоговая цена полиса получается довольно высокой.

С целью снижения цены страховки многие водители оформляют ее с франшизой, за счет которой стоимость снижается. При этом после наступления страхового случая возмещение будет получено не в полном объеме, а с учетом франшизы.

Страхование от несчастного случая

Данный полис является разновидностью КАСКО, только в него включается дополнительный объект - жизнь и здоровье водителя, а также всех пассажиров, которые на момент несчастного случая находились в салоне автомобиля. При этом под несчастным случаем понимается:

  • стихийное бедствие;
  • пожар;
  • взрыв.

Полис также является добровольным и оформляется только по желанию собственника авто. Выплаты могут производиться в случае таких происшествий, произошедших с водителем или пассажирами:

  • ранение;
  • увечье;
  • потеря трудоспособности (как постоянная, так и временная);
  • смерть.

Стоимость полиса устанавливается индивидуально каждой страховой компанией. Помимо тарифов на нее также влияют и некоторые характеристики водителя (например, возраст). Оформление невозможно для граждан, которые имеют инвалидность І или ІІ группы.

Зеленая карта

Данный полис является аналогом ОСАГО, поскольку также предусматривает страхование автогражданской ответственности и является обязательным в некоторых случаях. Главное его отличие - это территория действия, которая включает в себя несколько десятков различных стран (в основном страны Европы и СНГ). Что касается России, то в ее пределах Зеленая карта не действует.

Чаще всего этот полис необходим в том случае, если водитель планирует выезжать на своем автомобиле за границу. При этом даже если его пропустят без страховки через таможню, при первой же проверке документов в иностранном государстве он будет оштрафован.

Данный вид страхования не имеет существенных недостатков, основными же его преимуществами являются:

  • возможность беспрепятственного выезда на автомобиле за Пределы РФ;
  • избежание риска быть оштрафованным в иностранном государстве за отсутствие страховки;
  • упрощенная процедура возмещения пострадавшей стороне ущерба;
  • простота и скорость оформления.

В частности, получить Зеленую карту водитель может не только в большинстве страховых компаний на территории РФ, но и в специальных точках, которые работают на границах с другими государствами. При этом процедура займет минимальное количество времени. Документ может быть оформлен как на целый год, так и на более короткий срок.

Главной целью всех существующих видов автомобильного страхования является помощь водителям в получении выплаты для компенсации собственного ущерба или возмещения его пострадавшей стороне. Кроме полиса ОСАГО, который является обязательным для оформления, все остальные виды страховок собственник автомобиля вправе покупать только по собственному усмотрению.

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Автострахование – это обобщающий термин означающий услуги страхования наземного транспорта (за исключением железнодорожного и других особых видов наземного транспорта). Мы постараемся максимально кратко и ёмко раскрыть вам тему страхования автомобиля.

Начнём с того, что перечислим существующие типы страхования автомобилей:

  1. ОСАГО - это обязательное страхование автогражданской ответственности, без этого типа автострахования сейчас не обходится ни один автомобиль.
    Страховые случаи ОСАГО: вред имуществу и/или здоровью третьих лиц.
    Правила ОСАГО, кратко, гласят следущее: “Страховым случаем признается причинение, в результате дорожно-транспортного происшествия (в период действия договора обязательного страхования), владельцем транспортного средства вреда имуществу, здоровью или жизни потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату”. Конечно же в правилах конкретного договора перечислен огромный перечень исключений, на который следует обратить особое внимание.
  2. ДСАГО - дополнительное страхование гражданской ответственности.
    Данный вид страхования возмещает ущерб имуществу и/или здоровью третьих лиц, превышающий размер максимальных выплат по ОСАГО (страховые компании, как известно, не выплачивают по “автогражданке” более 400 000 рублей). Аварии из нескольких автомобилей - не редкость, а при таком случае, без ДСАГО, виновнику придётся самостоятельно покрывать “остатки” ущерба.
  3. КАСКО - это договор страхования который уже относится к Вашему автомобилю.
    По КАСКО можно застраховать автомобиль от ущерба и/или угона. К страховым случаям КАСКО, как правило, относятся угон транспортного средства с помощью грабежа, кражи, разбоя, мошенничества и/или ущерб в результате пожара, ДТП, падения предметов, стихийного бедствия, действий животных или злоумышленников. Страховая сумма КАСКО, как правило, соответствует рыночной стоимости автомобиля.
    В случае заключения договора КАСКО, следует сразу выяснить, что не будет включено в страховку. К примеру, повреждение автомобиля в результате неосторожности водителя при пользовании огнем или курении не относится к страховым случаям КАСКО. Не удастся добиться компенсации и при утере ключей, краже регистрационных знаков или оборудования (не входящего в заводскую комплектацию).
  4. Страхование от несчастного случая - в данный вид страхования входят травмы и/или ранения приведшие к ухудшению здоровья пострадавших, потере трудоспособности или смерти.
    Застраховать здоровье можно по двум системам - системе мест и паушальной. При системе мест – каждое место в салоне автомобиля страхуется на определенную сумму. При паушальной системе страхования – страхуется весь салон автомобиля, а выплаты производятся путем деления общей страховой суммы на количество пострадавших.
  5. Зелёная карта - вид автострахования в странах Шенгена, аналогичный российскому ОСАГО. Т.е. это обязательный вид автострахования в Европе, на предмет нанесения вред имуществу и/или здоровью третьих лиц за границей (все страны Шенгена). Т.е., если Вы собираетесь путешествовать на своем автомобиле по Европе - Вам придётся позаботиться о приобретении этой страховки.

Целесообразность автострахования и его стоимость.

В плане целесообразности страхования автомобиля, все очень просто – любой ремонт средней тяжести будет стоить Вам на порядок дороже страховки на год. Грубо прикинем – стоимость полного КАСКО в Москве ~ 12%. При стоимости автомобиля ~400 000 рублей это составляет ~48 000 рублей. Теперь посмотрим статистику: в среднем за сутки, только в Москве, происходит 41 ДТП (сводная статистика за 2007 год). Т.е. вероятность попасть пусть даже в мелкое, но ДТП – реальна. Хорошо если потребуется не сложный ремонт (ремонт крыла, замена бампера и/или фары, ремонт капота, покраска элементов, плюс материалы и работа) – грубо 35 000 ~ 50 000 рублей (много зависит от уровня повреждений, расценок станции, стоимости запчастей и “настроения” мастеров… ну, тем не менее, грубо). Теперь смотрите – выгодна ли Вам страхование. Не забываем того, что каждый день кто-то бьет двери на парковке или невнимательный водитель цепляет чужой бампер. Конечно с мелкими повреждениями, при отсутствии страховки, можно смириться, но вот при серьёзных проблемах – ремонта не избежать.
И не надо только сразу кидаться в рассуждения о том, какой Вы акуратный и внимательный водитель – если у Вас есть опыт вождения, не нам Вам объяснять, что на дорогое очень многое зависит не от Вас.

Имея страховку (мы, кстати, по прежнему говорим о КАСКО, ОСАГО обсуждать – смысла особого нет – это обязательное страхование) не нужно мучить себя выбором “экономии или качества” – ставить оригинальные запчасти или неоригинальные, ехать на профильную станцию или “в гаражи”. Страховка покрывает все – нужно выбирать качество. В общем – страховать автомобиль стоит, вопрос – “сколько стоит страховать автомобиль”, т.е. в том как выбрать стоимость страхования автомобиля, об этом далее…

А вот стоимость страхования авто - вопрос уже индивидуальный. Дело в том, что у каждой страховой компании свои методы определения тарифов страхования. При определении стоимости полиса КАСКО, основной критерий - это стоимость страхуемого автомобиля, т.к. цена авто напрямую влияет на размер страховых выплат. Во вторую очередь, на стоимость полиса влияют: возраст автовладельца и его водительский стаж (страховые компании считают, что чем опытнее водитель – тем меньше вероятность наступления страхового случая).
Так же на цене полиса КАСКО отразится и размер “франшизы” (сумма, которую Вам придётся выплачивать самостоятельно, в случае “мелких неприятностей”).

Хороший способ экономить на страховании автомобиля – страховать авто “оптом”, т.е. приобретать несколько полисов сразу: КАСКО + ОСАГО, может еще и от несчастного случая.

В случае страхования подержанного автомобиля экономить труднее – страховщики, определяя страховую сумму, часто занижают стоимость таких авто. Как правило, считается, что за первый год автомобиль теряет 1/5 своей стоимости, за второй год - 15% стоимости, а за все последующие - по 10%. Так что обладателям стареньких автомобилей можно лишь посоветовать внимательно изучать и сравнить предложения разных страховых компаний – они значительно отличаться. В основном же, на КАСКО принимаются иномарки не старше 7~9 лет и отечественные автомобили не старше 5~6 лет.

С тарифами на ОСАГО все проще – они установлены правительством и зависят от мощности и типаавтомобиля, территории его использования, наличия предыдущих выплат, возраста и стажа водителя, а так же срока использования транспортного средства. Поэтому цена ОСАГО везде примерно одинаковая.
Та же история и с “Зеленой картой” в Европе - программы могут отличаться, но тарифы установлены законодательно.

Стоимость страхования от несчастного случая, в значительной степени зависит от вида страхования и страховой суммы – всё это определяется по согласованию сторон.

Дополнительное оборудование автомобиля, страховые компании страхуют только при покупке КАСКО. Цена страхования составляет 10~15% от рыночной стоимости страхуемого оборудования.

Конкретнее о том, от чего страхуют.

Все риски можно объединить в две группы:

  1. повреждения:
    • ДТП – любое ДТП (по Вашей и не по Вашей вине, с участниками и без них, с автомобилями или другими предметами, пешеходами…)
    • пожар, самовозгорание, взрыв – повреждение автомобиля в перечисленных случаях (сюда входит и возгорание по причине короткого замыкания проводки автомобиля)
    • стихийные бедствия – более реальное, чем может показаться, событие – например: град, сильный ливень… сюда относятся любые повреждения авто в результате таких событий
    • противоправные действия третьих лиц – вандалы, хулиганы, пьяные дебоширы и т.п.
    • внешнее воздействие – сосульки с крыш, камни в стекла, деревья “на дороге” и т.п., а также различные животные (от мыши до слона)
  2. незаконное завладение:
    • кража
    • повреждения в результате попытки угона или кражи

Как страховать, что выбрать?

В страховании автомобиля существует целый ряд опций, которые влияют и на стоимость страхования, и на сумму страховых выплат. Поэтому к выбору данных опций нужно отнестись очень серьёзно.
Чтобы легче было сравнивать условия, предлагаемые различными страховыми компаниями, лучше всего выделить несколько главных “опций”. Собственно, их и ищите в договорах страхования:

  1. Что является страховым событием – важно, что именно страховая компания считает страховым событием и за что выплачивает деньги. Сюда относятся страховые риски и ситуации, в которых страховая компания выплачивает возмещение (описывалось выше: ДТП, пожар, затопление, падение предметов и др.).
  2. Исключение из страховых событий – это те случаи, когда страховая компания не делает выплат. Например: порез шины без других повреждений автомобиля – не будет страховым случаем, или кража колёс, или короткое замыкание без возникновения пожара.
  3. Ограничения – это ситуации, когда страховая компания ограничивает Вас в получении страховой выплаты. К примеру, если Вы превысили разрешённую скорость – компания может отказать в страховой выплате или уменьшить её сумму. То же касается: управления в нетрезвом состоянии, управление без прав, или с правами не соответствующей категории…
  4. Расчёт суммы возмещения – наиболее важный и “скользкий” момент в страховании. В договоре страхования должны быть прописаны схемы определения компанией суммы возмещения (по экспертизе, по своей калькуляции, по счету Вашего СТО, по счету своего СТО…). Какие варианты выплаты допустимы: наличными в кассе, перечислением на счёт СТО или на счёт клиента. А так же варианты расчёта суммы возмещения при полной гибели автомобиля (или его краже) – это особенные ситуации и очень важно, как страховая компания будет рассчитывать сумму выплаты в этом случае.
  5. Франшиза – сумма денег, которую Вам не заплатит страховая. Для страховой компании это отсечение мелких убытков. Для Вас – сумма которая не стоит того, чтобы начинать “разборку” со страховой компанией и эта же сумма будет влиять на удешевление страхового полиса.
    Чем больше франшиза – тем меньше стоимость полиса страхования. Это может быть % от стоимости Вашего автомобиля (но не от суммы ущерба) или конкретная сумма – например 3000 рублей. Обратите внимание на то, что ряд страховых компаний отдельно выделяет “франшизу по вине водителя” (т.е. при ДТП по Вашей вине). Такая франшиза обычно больше стандартной по повреждениям. Но самое неприятное в этом то, что, в ряде случаев, приходится ждать решения суда, чтобы страховая компания сделала выплату, удержав соответствующую франшизу.

Теперь о том, как действовать при ДТП.

  1. Вызвать сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия.
  2. Водители-участники ДТП должны заполнить бланк извещения о ДТП с указанием адресов и фамилий очевидцев.
  3. Заполнить извещение о страховом событии (бланк, выданный Вам страховой компанией при заключении договора страхования).
  4. Водитель-виновник ДТП обязан сообщить другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении ущерба, сведения о договоре обязательного страхования (в том числе номер полиса ОСАГО, наименование, телефон и адрес страховой компании). Участники же должны записать эти данные.
  5. Сотрудник ГИБДД, на месте ДТП, обязан составить протокол об административном правонарушении с указанием виновного лица и пункта правил дорожного движения, им нарушенного. Потерпевшим выдается копия протокола. Всем участникам ДТП выдается справка по форме 12 с указанием сведений о водителе, транспортном средстве, а так же повреждениях транспортного средства.
  6. Необходимо тщательно проверить вписанные в вышеуказанную справку видимые повреждения транспортного средства и, при обнаружении недостающих, указать на них сотруднику ГИБДД, проследить, чтобы недочёты были устранены.
  7. В страховую компанию, по её запросу, предоставляется справка из ГИБДД по форме 31 с указанием сведений обо всех участниках ДТП, транспортных средствах и их повреждениях. Запрос выдается на руки потерпевшему, при подаче заявления в страховую компанию. В ГИБДД нужно получить копию постановления об административном правонарушении.
  8. Заявление в страховую компанию необходимо подать в течение 5 рабочих дней.
  9. До осмотра страховщиком повреждённого ТС нельзя производить ремонт автомобиля, так как экспертом страховой компании составляется акт осмотра с указанием повреждений ТС, на основании которого будет произведён расчёт суммы страхового возмещения.

Получение страховых выплат.

По закону, компенсацию Вам придётся ждать максимум 15 рабочих дней с момента подачи заявления и представления всех необходимых документов. Обратный отсчёт запускается, когда Вы предоставляете последнюю бумагу, но Вы не обязаны подавать все документы сразу - правилами допускается рассрочка.

В течение 5 рабочих дней, с момента подачи заявления, Ваш автомобиль должен быть подвергнут экспертизе. В противном случае Вы вправе потребовать экспертизу “у себя дома”, не предоставляя автомобиль страховщику.

Затяжка времени по вине страховщика принесет Вам дополнительную компенсацию, которую обязательно нужно потребовать, независимо от суммы выплат.

Страховая сумма может оказаться значительно ниже ожидаемой Вами и даже выставленной экспертом. В случае, если речь идёт о реальном занижении стоимости, а не об ошибке эксперта – можно смело обращаться в суд (конечно сначала стоит попытаться решить проблему мирным путём, направив страховой компании досудебную претензию).

Если же страховая компания вовсе необоснованно отказала Вам в выплате, то здесь необходимо разбираться непосредственно со страховщиком. Алгоритм действий тот же самый: досудебная претензия - исковое заявление в суд. Только сначала следует очень внимательно изучить правила страхования Вашей страховой компании - возможно, кажущийся Вам “типичным” страховой случай, в компании таковым не считается.

Подводные камни в автостраховании.

  1. Страховой брокер не несет ответственности по КАСКО. Поэтому при выборе компании лучше позвонить в отдел по работе с клиентами и уточнить всю интересующую информацию.
  2. Договор по КАСКО состоит из полиса и приложений. Обращайте внимание на приложения – там могут содержаться важные дополнения.
  3. Скрытая франшиза – обычно её упоминают “маленькими буквами” в приложениях к договору. Там, например, может быть прописано, что страховая компания покрывает только два страховых случая в год.
  4. Нечёткое определение понятий “угон”, “пожар, “”ущерб”… Например, если автомобиль поджигают, то это можно назвать не пожаром, а поджогом.
  5. У брокера должна быть доверенность на заключение договора или под ним должен поставить подпись представитель страховой компании, имеющий на это право. В противном случае договор со страховой компанией будет не действителен.
  6. В страховом договоре может быть указано, что страховщик вправе отказать в выплате при непрохождении техобслуживания в должные сроки.
  7. Не все стоянки имеют юридический статус охраняемой стоянки – важный момент.
  8. В случае угона страховая компания вправе оттянуть время выплаты на 2 месяца, организовав собственные поиски угнанного автомобиля.
  9. Страховщики ждут документы 15 рабочих дней. Справка из компетентных органов может “идти” и того и дольше.
  10. Осуществление ремонтных работ в “своём” (компании) автосервисе. При этом качество работ в данном автосервисе может быть далеко не лучшим.
  11. Оплата стоимости запчастей с учётом их износа – этот может значительно уменьшить размер страховой выплаты.
  12. Фиксация стоимости “нормочаса” в договоре – при подорожании услуг Вам придётся из своего кармана доплачивать разницу.
  13. Иногда, в пункте о оплате ремонта, можно обнаружить сноску о том, что в него не входит стоимость работ или, наоборот, стоимость запчастей.

Проще говоря, во избежание лишних проблем, рекомендуем Вам, перед подписанием, взять страховой договор домой – где не спеша и внимательно его прочитать. Серьезные и чесные страховые компании Вам в этом никогда не откажут.